Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
На самом краю земного диска…
eurekanext
Репортаж, предлагаемый вниманию читателей,  подготовлен  Сергеем Возчиковым, методистом Чукотского института развития образования и повышения квалификации, представляет собою скорее  эмоционально окрашенный стоп-кадр, чем детально проработанное «информационное полотно». Автор переехал на Чукотку восемь лет назад, и его взгляд во многом еще сохраняет способность видеть непривычное. И одновременно – сравнивать то, что было еще совсем недавно, с тем новым, что появляется буквально на глазах. Перед нами – удивленный очевидец, его суждения порой откровенно субъективны, но, возможно, как раз это и придает  таким «зарисовкам с натуры» особую достоверность.  

Ученики

В таком здании сами стены помогают учиться

Как учатся дети на Чукотке? Думаю, так же, как и во всех других регионах, – довольно сонно. К старшей школе для большинства учеба становится помехой нормальной жизни. Если не интерес, то хотя бы добросовестное отношение к этому занятию сохраняют, пожалуй, лишь дети учителей и местной интеллигенции.
Три года подряд (2008–2010 гг.) я был уполномоченным Государственной экзаменационной комиссии в одном и том же пункте приема экзамена в школе-интернате села Уэлен. Первый год сдачи ЕГЭ в школе совпал с последним годом эксперимента, с тем самым памятным «+1». Это оказалось очень кстати, потому что запредельно низкие результаты первого массового экзамена по математике повергли в шок всех – директора, учителей, учеников. И надо было видеть, как это всех встряхнуло, пробудило от привычной спячки и упования на «и так сойдет»! Как резво заходили на консультации выпускники, как задумались учителя, какие меры воздействия напридумывал директор… И в следующие годы результаты уже устойчиво «удовлетворительные». Не Бог весть что, но всё же угроза потери школой статуса «полной средней» пока миновала.
Летний отдых. В «нулевые годы» вывоз детей на материк – в Крым, среднюю полосу, возрос десятикратно. Единица измерения – «борт». ТУ-154, 155 мест, с промежуточной посадкой. Два десятка бортов за сезон. Дети прибывают из районов местными самолетами, а чтобы им было, где ждать, создали две перевалочные базы – в  Анадыре и в Певеке. Размещение тесноватое – пять двухъярусных кроватей в маленькой комнате. Но столовая, душевые, прачечная, библиотечка, телевизоры, воспитатели – все есть. Конечно, каждый сезон массовое перемещение детей разносило эти базы вдребезги, дело житейское. Но к следующей весне все приводилось в порядок. В последнее время  этот поток резко снизился. Причин две. Первая – акклиматизация  и реакклиматизация во многом съедают тот выигрыш здоровья, который получается на материке. Вторая – организовать достаточно качественный отдых на Чукотке оказалось в десятки раз дешевле.

Учителя
В начале века некомплект преподавателей был больше 15%. Сейчас проблема закрыта количественно, только обычная текучесть кадров. И задача теперь – повышение качества. В том числе, как заменить слабые кадры, набранные в условиях дефицита, на сильные. Та же проблема, что и на материке, но резко обостренная удаленностью и отсутствием жилья. 
Оторванность, отсутствие горизонтальных связей и качественной методической и научной поддержки я бы назвал основными профессиональными  проблемами  учителей Чукотки. Вокруг одни и те же лица, специалистов твоего профиля может и не быть вообще. С учителями Уэлена я проводил и дистанционные, и очные курсы – увы, их стремление и упорство в освоении новых технологий, новых источников ограничивалось моими методическими возможностями и скудным доступом в интернете.


Информационные технологии – особая область: чтобы выступать с учениками  «на равных», учителям нужна основательная подготовка. В этом ситуация  на Чукотке мало чем отличается от ситуации  «на материке»

Когда же происходит встреча хороших практиков с хорошими учеными, результаты впечатляют. Зимой 2003–2004 годов из семинара профессора Т.Ю. Березовской выделилась маленькая группа талантливых педагогов – И.А. Дуньчик, О.А. Кузнецова, Г.К. и Г.Г. Манасбаевы, которые за три месяца создали уникальный учебно-дидактический комплекс «Наша планета Земля», включивший содержание более 50 параграфов школьной программы до 7-го класса включительно, который осваивают дошкольники, в том числе и с отклонениями в развитии. Нам удалось изготовить малую серию таких комплексов, и на этом пока затихло. 


До планет, а тем более звезд, расстояние от Москвы, Нью-Йорка, Парижа или Анадыря – одинаковое!

Не обойду стороной и тему учительской заработной платы. Предложенная МОН РФ модельная методика, предлагавшая единый норматив, была проанализирована и отвергнута. И  неудивительно – Чукотка очень нетипичный регион, и механизмы, оптимальные для больших сообществ, для случая, когда 15 тысяч детей и подростков посещают меньше сотни ОУ, к нам эффективно неприложимы. В итоге была разработана региональная методика с более чем десятком базовых нормативов для образовательных учреждений  со сходными условиями работы. Всего, по неформальным прикидкам, вложения Сибнефти составили примерно по $35–40 тыс. на каждого жителя региона. При этом доля расходов на образование в консолидированном бюджете бывала и больше 30%. А одной из претензий Счетной палаты в ходе проверки стало «необоснованное повышение зарплаты учителям».

Школьная инфраструктура «новой эры»
Приведение в порядок зданий – характерная примета «новой эры», начавшейся для Чукотки с приходом на губернаторство Романа  Абрамовича. За прошедшие 10 лет капитально отремонтированы или построены заново практически все школы и детские сады округа, учреждения начального и среднего профобразования. (То же, кстати,  произошло  и в сферах здравоохранения, культуры, спорта, не говоря уже о шахтах и прочей промышленности). Многие села застроены новыми коттеджами.
Два самых северо-восточных села страны – Инчоун и Уэлен. В Инчоуне начальная школа теснилась в маленьком здании без столовой, с холодным туалетом. И еще  это было единственное село на Чукотке, где не работал детский сад (его  здание  было признано аварийным еще в 2003 году). Зато теперь о новом здании школы-сада можно говорить только в превосходных степенях.


Такому пищеблоку позавидовали бы столовые тысяч российских школ

В Уэлене – самая удаленная полная средняя школа-интернат. Капитальный ремонт сделан лет пять назад. Строители, правда, несколько схалтурили, и одно крыло здания, с библиотекой и компьютерным классом, холодное, даже в конце мая в библиотеке сидеть, не утеплившись, нельзя. Но  многие проблемы снялись. 
С начала «новой эры» в системе образования Чукотки  ведущей стала установка – «мы не можем требовать от педагогов качественной работы, пока им для этого не созданы условия». Поэтому две действующие региональные целевые программы  содержат более десятка подпрограмм, охватывающих все стороны образовательной деятельности – от модернизации инфраструктуры (кабинеты физики, химии и др. и распределялись в плановом порядке, и становились призами в окружных конкурсах) до компьютеризации учебного процесса. 
Интернет – это отдельная песня. Когда я приехал на Чукотку, выход в «мировую паутину» был только у начальника ГУО и у его замов. Я стал первым рядовым «сотрудником с интернетом». В районах его либо  не было вовсе,  либо им не умели пользоваться. Ситуация резко изменилась в результате ПНПО. Сплошное подключение школ и подстегивающий контроль за его использованием стимулировали учителей и управленцев (и школьных, и муниципальных) к  пользованию этим ресурсом. Теперь основные трудности – в доступности Интернета. Обещанные провайдером в этом году 128 Кбит/с реализуются на 10–20%.  Но, как говорят врачи, «динамика положительная». Ведь даже телевидение пришло в некоторые места округа уже в этом тысячелетии, а подключение сел к автоматической проводной междугородней связи началось где-то в 2005 году. А теперь, к примеру, на 12 учеников  начальной школе села Айон  5 компьютеров, три из них – с выходом в интернет. 

Резюме
Вы, наверно, заметили, что я не сказал почти ни одного плохого слова ни об учителях, ни о завучах, ни о директорах… И не скажу. Потому что они живут и  работают на Чукотке. И все проблемы решают в меру своих сил и каждый день. И школа там – в самых новых зданиях, с интерактивными досками, компьютерами и чем угодно – может  подниматься только вместе со всей страной. 

Сергей Возчиков,
фото автора





  • 1

можно ли подробнее?

Уважаемый Сергей Михайлович! Спасибо за интересный репортаж с края земли :)
Иногда Вы так тонко намекаете, что не совсем понятно, на что.
Вот тут вот: "Всего, по неформальным прикидкам, вложения Сибнефти составили примерно по $35–40 тыс. на каждого жителя региона. При этом доля расходов на образование в консолидированном бюджете бывала и больше 30%. А одной из претензий Счетной палаты в ходе проверки стало «необоснованное повышение зарплаты учителям»." - не могли бы подробнее объяснить, что имели в виду?
Спасибо!

а еще очень интересно

... жив ли и существует этно-компонент? Есть ли на Чукотке особенное в образовании для коренных народов? Расскажете?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account