?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
На самом краю земного диска…
eurekanext
Репортаж, предлагаемый вниманию читателей,  подготовлен  Сергеем Возчиковым, методистом Чукотского института развития образования и повышения квалификации, представляет собою скорее  эмоционально окрашенный стоп-кадр, чем детально проработанное «информационное полотно». Автор переехал на Чукотку восемь лет назад, и его взгляд во многом еще сохраняет способность видеть непривычное. И одновременно – сравнивать то, что было еще совсем недавно, с тем новым, что появляется буквально на глазах. Перед нами – удивленный очевидец, его суждения порой откровенно субъективны, но, возможно, как раз это и придает  таким «зарисовкам с натуры» особую достоверность.  

Ученики

В таком здании сами стены помогают учиться

Как учатся дети на Чукотке? Думаю, так же, как и во всех других регионах, – довольно сонно. К старшей школе для большинства учеба становится помехой нормальной жизни. Если не интерес, то хотя бы добросовестное отношение к этому занятию сохраняют, пожалуй, лишь дети учителей и местной интеллигенции.
Три года подряд (2008–2010 гг.) я был уполномоченным Государственной экзаменационной комиссии в одном и том же пункте приема экзамена в школе-интернате села Уэлен. Первый год сдачи ЕГЭ в школе совпал с последним годом эксперимента, с тем самым памятным «+1». Это оказалось очень кстати, потому что запредельно низкие результаты первого массового экзамена по математике повергли в шок всех – директора, учителей, учеников. И надо было видеть, как это всех встряхнуло, пробудило от привычной спячки и упования на «и так сойдет»! Как резво заходили на консультации выпускники, как задумались учителя, какие меры воздействия напридумывал директор… И в следующие годы результаты уже устойчиво «удовлетворительные». Не Бог весть что, но всё же угроза потери школой статуса «полной средней» пока миновала.
Летний отдых. В «нулевые годы» вывоз детей на материк – в Крым, среднюю полосу, возрос десятикратно. Единица измерения – «борт». ТУ-154, 155 мест, с промежуточной посадкой. Два десятка бортов за сезон. Дети прибывают из районов местными самолетами, а чтобы им было, где ждать, создали две перевалочные базы – в  Анадыре и в Певеке. Размещение тесноватое – пять двухъярусных кроватей в маленькой комнате. Но столовая, душевые, прачечная, библиотечка, телевизоры, воспитатели – все есть. Конечно, каждый сезон массовое перемещение детей разносило эти базы вдребезги, дело житейское. Но к следующей весне все приводилось в порядок. В последнее время  этот поток резко снизился. Причин две. Первая – акклиматизация  и реакклиматизация во многом съедают тот выигрыш здоровья, который получается на материке. Вторая – организовать достаточно качественный отдых на Чукотке оказалось в десятки раз дешевле.

Учителя
В начале века некомплект преподавателей был больше 15%. Сейчас проблема закрыта количественно, только обычная текучесть кадров. И задача теперь – повышение качества. В том числе, как заменить слабые кадры, набранные в условиях дефицита, на сильные. Та же проблема, что и на материке, но резко обостренная удаленностью и отсутствием жилья. 
Оторванность, отсутствие горизонтальных связей и качественной методической и научной поддержки я бы назвал основными профессиональными  проблемами  учителей Чукотки. Вокруг одни и те же лица, специалистов твоего профиля может и не быть вообще. С учителями Уэлена я проводил и дистанционные, и очные курсы – увы, их стремление и упорство в освоении новых технологий, новых источников ограничивалось моими методическими возможностями и скудным доступом в интернете.


Информационные технологии – особая область: чтобы выступать с учениками  «на равных», учителям нужна основательная подготовка. В этом ситуация  на Чукотке мало чем отличается от ситуации  «на материке»

Когда же происходит встреча хороших практиков с хорошими учеными, результаты впечатляют. Зимой 2003–2004 годов из семинара профессора Т.Ю. Березовской выделилась маленькая группа талантливых педагогов – И.А. Дуньчик, О.А. Кузнецова, Г.К. и Г.Г. Манасбаевы, которые за три месяца создали уникальный учебно-дидактический комплекс «Наша планета Земля», включивший содержание более 50 параграфов школьной программы до 7-го класса включительно, который осваивают дошкольники, в том числе и с отклонениями в развитии. Нам удалось изготовить малую серию таких комплексов, и на этом пока затихло. 


До планет, а тем более звезд, расстояние от Москвы, Нью-Йорка, Парижа или Анадыря – одинаковое!

Не обойду стороной и тему учительской заработной платы. Предложенная МОН РФ модельная методика, предлагавшая единый норматив, была проанализирована и отвергнута. И  неудивительно – Чукотка очень нетипичный регион, и механизмы, оптимальные для больших сообществ, для случая, когда 15 тысяч детей и подростков посещают меньше сотни ОУ, к нам эффективно неприложимы. В итоге была разработана региональная методика с более чем десятком базовых нормативов для образовательных учреждений  со сходными условиями работы. Всего, по неформальным прикидкам, вложения Сибнефти составили примерно по $35–40 тыс. на каждого жителя региона. При этом доля расходов на образование в консолидированном бюджете бывала и больше 30%. А одной из претензий Счетной палаты в ходе проверки стало «необоснованное повышение зарплаты учителям».

Школьная инфраструктура «новой эры»
Приведение в порядок зданий – характерная примета «новой эры», начавшейся для Чукотки с приходом на губернаторство Романа  Абрамовича. За прошедшие 10 лет капитально отремонтированы или построены заново практически все школы и детские сады округа, учреждения начального и среднего профобразования. (То же, кстати,  произошло  и в сферах здравоохранения, культуры, спорта, не говоря уже о шахтах и прочей промышленности). Многие села застроены новыми коттеджами.
Два самых северо-восточных села страны – Инчоун и Уэлен. В Инчоуне начальная школа теснилась в маленьком здании без столовой, с холодным туалетом. И еще  это было единственное село на Чукотке, где не работал детский сад (его  здание  было признано аварийным еще в 2003 году). Зато теперь о новом здании школы-сада можно говорить только в превосходных степенях.


Такому пищеблоку позавидовали бы столовые тысяч российских школ

В Уэлене – самая удаленная полная средняя школа-интернат. Капитальный ремонт сделан лет пять назад. Строители, правда, несколько схалтурили, и одно крыло здания, с библиотекой и компьютерным классом, холодное, даже в конце мая в библиотеке сидеть, не утеплившись, нельзя. Но  многие проблемы снялись. 
С начала «новой эры» в системе образования Чукотки  ведущей стала установка – «мы не можем требовать от педагогов качественной работы, пока им для этого не созданы условия». Поэтому две действующие региональные целевые программы  содержат более десятка подпрограмм, охватывающих все стороны образовательной деятельности – от модернизации инфраструктуры (кабинеты физики, химии и др. и распределялись в плановом порядке, и становились призами в окружных конкурсах) до компьютеризации учебного процесса. 
Интернет – это отдельная песня. Когда я приехал на Чукотку, выход в «мировую паутину» был только у начальника ГУО и у его замов. Я стал первым рядовым «сотрудником с интернетом». В районах его либо  не было вовсе,  либо им не умели пользоваться. Ситуация резко изменилась в результате ПНПО. Сплошное подключение школ и подстегивающий контроль за его использованием стимулировали учителей и управленцев (и школьных, и муниципальных) к  пользованию этим ресурсом. Теперь основные трудности – в доступности Интернета. Обещанные провайдером в этом году 128 Кбит/с реализуются на 10–20%.  Но, как говорят врачи, «динамика положительная». Ведь даже телевидение пришло в некоторые места округа уже в этом тысячелетии, а подключение сел к автоматической проводной междугородней связи началось где-то в 2005 году. А теперь, к примеру, на 12 учеников  начальной школе села Айон  5 компьютеров, три из них – с выходом в интернет. 

Резюме
Вы, наверно, заметили, что я не сказал почти ни одного плохого слова ни об учителях, ни о завучах, ни о директорах… И не скажу. Потому что они живут и  работают на Чукотке. И все проблемы решают в меру своих сил и каждый день. И школа там – в самых новых зданиях, с интерактивными досками, компьютерами и чем угодно – может  подниматься только вместе со всей страной. 

Сергей Возчиков,
фото автора





  • 1

можно ли подробнее?

Уважаемый Сергей Михайлович! Спасибо за интересный репортаж с края земли :)
Иногда Вы так тонко намекаете, что не совсем понятно, на что.
Вот тут вот: "Всего, по неформальным прикидкам, вложения Сибнефти составили примерно по $35–40 тыс. на каждого жителя региона. При этом доля расходов на образование в консолидированном бюджете бывала и больше 30%. А одной из претензий Счетной палаты в ходе проверки стало «необоснованное повышение зарплаты учителям»." - не могли бы подробнее объяснить, что имели в виду?
Спасибо!

а еще очень интересно

... жив ли и существует этно-компонент? Есть ли на Чукотке особенное в образовании для коренных народов? Расскажете?

  • 1