Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Чем опасны псевдопсихологи?
eurekanext
зинченко_ЖЖ
Главная проблема состоит в отсутствии в стране психологического сопровождения. Причина в том, что если раньше школа финансировалась государством (говоря современным языком, из федерального бюджета), то теперь эта ответственность переложена на уровень субъектов РФ и муниципалитетов. Школы стали более самостоятельными, но, как выяснилось, эта самостоятельность – палка о двух концах. С одной стороны, директор школы обладает достаточными полномочиями для выстраивания кадровой политики, распоряжения средствами, с другой – деятельность руководимой им школы оценивается по результатам ЕГЭ. Поэтому перед директором стоит дилемма: нанять либо учителей-предметников для повышения этих показателей, либо психолога. Выбор в этой ситуации очевиден.

Идея психологического сопровождения системы образования не получит должного развития до тех пор, пока на федеральном уровне не будет закреплено обязательное наличие ставки психолога в каждой школе. Это должен быть не приказ Минобрнауки, а распоряжение правительства, предусматривающее финансирование этой важной задачи.
Но и этого мало. Сейчас должность школьного психолога вправе занимать любой дипломированный специалист, будь то психолог или педагог-предметник, прошедший краткосрочные курсы. Но способны ли они качественно выполнять свои обязанности? Выпускники психологических вузов и факультетов тоже не всегда отвечают необходимым требованиям. Дело в том, что если в советские времена у нас было лишь несколько вузов, которые готовили психологов, то сегодня их уже около 400, в том числе непрофильных (аграрных, политехнических), которые зачастую выпускают псевдопсихологов. Понятно, что никаких школьных проблем они не решат.
Необходимо четко определить, что школьные психологи должны обучаться по соответствующим стандартам, иметь высокую квалификацию и раз в пять лет проходить сертификацию. Иначе они не смогут предотвратить ситуации, подобные той, что произошла в московской школе № 263.
Помимо этого каждый учитель должен обладать определенной психологической культурой, но не для того чтобы подменить психологов, а чтобы вовремя разглядеть особенности школьника, обратить внимание родителей на проблемы, имеющиеся у их ребенка, и направить к специалистам. Практика взаимодействия педагога с разными специалистами в наших школах пока еще не прижилась, но именно за ней – будущее.
Юрий Зинченко,
декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова,
президент Российского психологического общества

?

Log in

No account? Create an account