Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
«Выявить и сохранить способности детей»
eurekanext

31 августа в Сочи под председательством Президента России Дмитрия Медведева состоялось заседание комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, посвященное вопросам развития школьного образования. Предлагаем вниманию наших читателей его некоторые наиболее содержательные фрагменты.


Заседание Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов
и демографической политике.

Фото пресс-службы Президента России

«Выявить и сохранить способности детей»
Оценив достигнутые  результаты реализации национального проекта «Образование» как «неплохой задел для создания современной школы»,президент Дмитрий Медведев перечислил  «самые неотложные, самые ключевые меры»: 

  1. Создание условий для получения всеми детьми качественного образования во всех школах независимо от их вида.
  2. «Кроме того, – особо подчеркнул Президент, – необходимо сформировать механизм, который позволит учитывать достижения ученика, которые он накопил не только в старших классах, как это было у нас традиционно, но и на второй ступени образования. Это в лучшей степени должно мотивировать учащихся к учебе в течение всех школьных лет, а не только перед непосредственной сдачей единого госэкзамена».
  3. Совершенствования системы единого госэкзамена.  «При всех существующих сегодня проблемах и издержках единый госэкзамен и должен оставаться основным способом проверки качества образования, но не единственным».
  4. Привлекать к преподаванию в старших классах аспирантов, молодых специалистов для участия в профильной подготовке учеников по соответствующим специальностям. 
  5. Обновление учительского корпуса. Новые меры по повышению социального статуса учителей, зарплаты педагогов призваны мотивировать их к высокому качеству работы, освоению  новых педагогических технологий, к творческому труду.
  6. Модернизация сети педагогических вузов. «Учителя должны иметь возможность повышать свою квалификацию по новым, в том числе так называемым индивидуальным моделям, а также стажироваться в ведущих российских и иностранных центрах».
  7. Подготовка менеджеров – то  есть директоров и руководящего состава школ. «Наиболее перспективных из них надо включать в кадровый резерв руководителей системы в каждом регионе». Важнейшее направление работы – это модернизация школьной инфраструктуры. «Главное требование к современной школе заключается в умении выявить и развить способности детей. 
Яма подростковой школы

Министр образования и науки Андрей Фурсенко и Уполномоченный при Президенте
по правам ребенка Павел Астахов (слева) на заседании Комиссии
по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

Фото пресс-службы Президента России

Обсуждение этой проблемы начал министр образования и науки А.Фурсенко, сказав, что  «в начальной школе по качеству чтения российские четвероклассники – первые, пятые – по естествознанию, шестые – по математике. А когда мы проводим очень известное международное исследование PISA, то к 8-му, 9-му классу по этим позициям мы находимся в пятом десятке». 
Ефим Рачевский, директор центра образования «Царицыно» № 548: «Яма, куда все это пропадает, – та самая подростковая школа.. В чем проблема? Первое. У подростков интересы множатся, а школа использует ту же самую дидактику, какую использовали учителя начальной школы. Значит, учителей, работающих в подростковой школе, надо переучивать. И туда надо отправлять лучших учителей. Поэтому, если мы быстренько уберем такой индикатор для регионов, как успешность ЕГЭ, это будет очень большим благом для школы. Второе... Сама дидактическая система в подростковой школе, которая построена сегодня традиционно, предрасполагает уход подростков в девиантность, наркотики и всё дурное. Детям этого возраста многое надо делать руками. Им нужны лаборатории, мастерские, работа в группах, множественные практики… Предлагаю предусмотреть подпрограмму «Подросток» или «Подростковая школа». Концентрация ресурсов в этом направлении вытянет старшую школу…». 


Член Общественной палаты, педагог Ефим Рачевский на заседании Комиссии
по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

Фото пресс-службы Президента России

Главное – поддержать инициативу самих школ

    Исак Фрумин, научный руководитель института развития образования национального
исследовательского университета «Высшая школа экономики» считает,
что самостоятельность школ вступает в противоречие со всей инициативой «Наша новая школа».
  
Исак Фрумин, научный руководитель института развития образования национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»: «Мы рассматриваем инициативу «Наша новая школа» как исключительно важную базу для повышения конкурентоспособности нашего образования в целом. Но важно, чтобы забота об инфраструктуре не стала самоцелью. Перспективной задачей являются социальные и образовательные результаты. У нас действительно образовалась группа школ, которые не дают сегодня достаточного качества образования. Но мы обнаружили, что часто это не вина этих школ – они работают в сложных социальных контекстах, в экономически депрессивных районах, эта группа школ должна получить целевую поддержку.
И второе. Самостоятельность школ, но она парадоксальным образом вступает в противоречие со всей инициативой, потому что где же проявить эту самостоятельность, когда сверху идет такой вал инициатив, который требует отчета?  Следовало бы в каждом направлении – и  про талантливых детей, и про инфраструктуру, и про повышение квалификации – выделить  сегмент  поддержки инициатив самих школ».

О медиабезопасности  школьников
Эту тему поднял Павел Астахов, отметивший, что «сегодня более 10 миллионов детей до 14 лет активно осваивают интернет-пространство, но при этом во многих регионах в школах принимаются недостаточные меры для того, чтобы не только детей обезопасить от вредного контента в интернете, но и просто разъяснить, как себя вести в этом сложном пространстве».
Комментируя этот тезис, Дмитрий Медведев согласился, что это – важная тема, и добавил: «Единственное, на что я хотел бы также обратить внимание: тот, кто будет все-таки разъяснять каноны этой информационной безопасности, он должен быть: а) подготовленный; и б) умный. Потому что нет ничего хуже, чем если это всё сведется просто к тупым запретам: «не лазьте туда», «не лазьте сюда». Ну что делает в этом случае школьник, что бы я сделал на месте школьника? Я бы только туда и полез.

Поручения Президента
«В рамках того, что мы сегодня с вами обсуждали, даю поручение Правительству Российской Федерации обеспечить обязательный учет различных достижений учащихся в период обучения и при итоговой аттестации. Чтобы все, что делает ученик в первые годы обучения, с пятого по девятый классы, входило в конечном итоге в его образование и учитывалось при итоговой аттестации.
Также поручаю подготовить изменения в законодательство, которые должны определить единые подходы и критерии государственной аккредитации программ независимо от вида общеобразовательного учреждения. И то, и другое – к 1 февраля следующего года.
Необходимо, как я и сказал, подтягивать аспирантов, молодых специалистов к преподаванию профильных предметов, бизнес ещё предложили подтягивать. Это все неплохо. Есть тоже такое поручение Правительству.
По стажировкам. Надо разработать меры по проведению такого рода стажировок [преподавателей] в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах (здесь срок чуть более длинный, в течение года нужно будет сделать) и, соответственно, заняться привлечением специалистов к педагогическому образованию, высококвалифицированных специалистов, и иностранных, и наших, что тоже имеет значение.
И, наконец, по кадровому резерву. Хочу, чтобы Министерство образования и региональные руководители обеспечили формирование в субъектах Федерации кадровый резерв руководителей системы общего образования, в том числе руководителей общеобразовательных учреждений, чтобы лихорадочно не искать тех, кто может стать директором школы или завучем. Все остальное из того, что обсуждалось, также войдет в набор поручений по итогам нашей сегодняшней работы. Желаю всем хорошего старта нового учебного года».
Владимир Бацын

  • 1

что учитывать в итоге?

"...обеспечить обязательный учет различных достижений учащихся в период обучения и при итоговой аттестации. Чтобы все, что делает ученик в первые годы обучения, с пятого по девятый классы, входило в конечном итоге в его образование и учитывалось при итоговой аттестации"
По-хорошему, учитывать бы не в обязательном порядке все, а только те достижения и результаты, которые захотел бы предъявить к учету сам ученик, выпускник.
Портфолио - это Личное. А не то, что мы привыкли понимать под "личным делом" надзорно-тюремного типа

Re: что учитывать в итоге?

>По-хорошему, учитывать бы не в обязательном порядке все, а только те >достижения и результаты, которые захотел бы предъявить к учету сам >ученик, выпускник.
>Портфолио - это Личное. А не то, что мы привыкли понимать под >"личным делом" надзорно-тюремного типа

Думаю, что правильно было бы как в CV - и обязательная часть - "послужной список", сиречь средний бал по каждому предмету и опциональная куда самому можно включать все прочие достижения, от олимпиад до внеклассной активности (спорт, хобби, публикации и все остальное заслуживающе ..) Грамотно составить собственное CV - имхо то, чему можно и нужно учить выпускников , a а конкурс резюме должен быть частью конкурса в ВУЗы мне кажется ..

  • 1
?

Log in

No account? Create an account