?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Как стать хорошим учителем?
eurekanext
дуг лемов2_ЖЖ

Дуг Лемов, член американской организации Uncommon Schools («Необычные школы») и автор книги «Учи как чемпион», поделился своими мыслями о методиках преподавания с Рассом Робертсом, ведущим подкаста EconTalk, освещающего различные вопросы экономики. Дуг Лемов рассказал о том, как добиваются успеха учителя и школы, обучающие детей из семей с низким достатком.

Практика и еще раз практика
Согласно наблюдениям Дуга Лемова, существует обратная связь между результатами школы и количеством учеников из семей, живущих за гранью бедности.
К сожалению, место жительства человека определяет то, в какую школу он пойдет, и, следовательно, влияет на его академические результаты. Однако всегда есть такие школы, показатели которых превосходят все ожидания, даже если 100% их учеников живут за гранью бедности. Всегда есть учителя, которые принимают вызов и делают невозможное, добиваясь успеха, несмотря на все трудности и тяготы жизни. В этом смысле интересно проанализировать деятельность учителей, 95% учеников которых являются выходцами из семей с низким уровнем дохода, но при этом их академические результаты довольно высоки.
Дуг Лемов начал ходить по школам и исследовать методы работы прогрессивных педагогов, снимая на видеокамеру их уроки.
Благодаря этому он собрал огромное количество материала о технологиях обучения, а затем стал проводить мастер-классы по этим методикам. Учителя, посещавшие мастер-классы, с воодушевлением восприняли эти инновации, однако спустя полгода обнаружилось, что им не удалось изменить что-либо в своей работе. Первоначальная попытка внедрить методики успешной работы в не очень успешных школах провалилась.
По мнению мистера Лемова, учитель – это творческая профессия. Нет никаких гарантий, что после великолепного урока во вторник учитель сможет провести такой же прекрасный урок в среду. Для того чтобы провести хороший урок, необходима практика, много практики. Когда Дуг Лемов осознал это, он организовал практические занятия для учащихся мастер-классов и апробировал новые методики обучения на занятиях в сети Uncommon Schools.
Как выяснилось, многие проблемы можно решить вместе со своими коллегами, раз за разом отрабатывая недостающие навыки, основываясь на опыте других учителей. Многократная отработка необходимых методик позволит применять их на уроке автоматически.
В своей книге Дуг Лемов описывает 49 методик, которые могут использовать учителя для того, чтобы сделать процесс преподавания более эффективным.
Он считает, что процесс обучения заканчивается не в тот момент, когда ученик понял новый материал. Для того чтобы приобрести какой-либо навык, необходимо решить не 10, не 20, а более 50 идентичных примеров, тогда новая информация останется в долговременной памяти, и ученик сможет вспомнить способ решения задачи и через год, и через пять лет.
По мнению Дуга Лемова, одним из важнейших факторов, влияющих на академические результаты, является словарный запас. При этом важно не только и не столько количество слов, но и то, насколько хорошо человек знает эти слова. Чтобы слово действительно стало частью повседневного лексикона, его необходимо использовать около 20–30 раз.

Секреты мастерства
Арнольд Клинг, специалист в области образования, считает, что суть образования в том, чтобы постоянно давать ученикам информацию об их успехах и результатах. Ученики должны осознавать, что они знают и чего еще не знают. Учителя также должны владеть информацией о прогрессе учеников.
Одной из методик, с помощью которой можно выяснить, что ученики усвоили, а что нет, является «холодный вызов». Его суть состоит в том, чтобы просить учеников ответить на вопрос независимо от того, подняли они руки или нет. При этом думать о том, как ответить на вопрос, приходится всему классу – ведь каждый ученик понимает, что его могут спросить. Таким образом, весь класс участвует в работе, а учитель может проверить, насколько хорошо его ученики поняли материал.
Одним из важнейших качеств хорошего учителя является эмоциональная устойчивость. Учитель не должен злиться на учеников за то, что они делают ошибки: ведь ошибки – это ключ к пониманию того, насколько хорошо ученики усвоили материал. Если учитель злится на учеников за то, что они не могут решить задачу правильно, ученики начинают скрывать свои ошибки, и становится сложнее узнать реальное положение вещей. Ошибки учеников – это абсолютно нормальное явление, и каждый учитель должен помнить, что, совершая их, дети учатся новому.
Методика «вопрос-ответ» предполагает, что учитель задает вопрос и просит весь класс ответить на него хором. Этот способ позволяет задействовать в работе всех учеников, помогая детям почувствовать поддержку со стороны одноклассников, а также укрепляет связь между учителем и учениками. Кроме того, если учитель видит, что на вопрос смогла ответить лишь половина класса или что все ученики сомневаются при ответе на вопрос, он может повторить пройденный материал еще раз, чтобы его усвоили все ученики.
По мнению Дуга Лемова, даже плохой учитель может стать хорошим. Его необходимо обучить всем тем секретам, которыми владеет хороший учитель, дать ему время отработать их на практике, и он станет преподавать гораздо лучше.

Хорошими учителями не рождаются – ими становятся. Конечно, невозможно сделать всех гениальными учителями, однако абсолютно точно возможно научить педагогов быть эффективными и выполнять свою работу хорошо.

Для того чтобы стать великолепным учителем, необходимо усвоить три основных правила. Первое: для того чтобы научить чему-либо детей, необходимо досконально знать предмет. Второе: уметь управлять классом. Если учитель – талантливый математик, но при этом не способен установить дисциплину в классе, его знания фактически обесцениваются. И третье – владеть специфическими способами обучения тому или иному предмету.

Тест для педагогов
Дуг Лемов рассказал о том, как он определяет, кто является хорошим учителем. По его словам, он старается как можно меньше говорить с потенциальными учителями и как можно больше наблюдать за их работой. Если в его школу приходят кандидаты на вакансию учителя, то вместо собеседования им предлагается провести урок на конкретную тему. После этого проводится анализ: что ему удалось хорошо, а что следовало бы усовершенствовать. Самая важная часть процесса – это реакция потенциального учителя на критику. Может ли человек извлекать для себя пользу из высказанных в его адрес замечаний или он сразу же занимает оборонительную позицию? Важно, чтобы учитель был открытым к новой информации, воспринимал критику и стремился к саморазвитию.
По мнению Дуга Лемова, администрация успешной школы знает, какие учителя являются хорошими специалистами, а какие плохими. Есть большое количество критериев, позволяющих оценить работу учителя, главное – применить эти критерии правильно. Хороший директор школы всегда найдет способ оценить эффективность работы учителей и поддержать наиболее способных. Следовательно, для того чтобы школы работали хорошо, необходимо дать руководителям как можно больше самостоятельности для принятия решений и, конечно, ответственности за их выполнение.
Дуг Лемов считает, что важной основой для принятия управленческих решений являются данные об образовательных результатах учеников и о работе учителей. Эти данные помогают понять, в чем сильные и слабые стороны учителей, а также дают подсказку, как исправить ситуацию, если педагог не справляется со своими обязанностями. В этом случае директор может попросить учителя пройти дополнительное обучение или уволить его – последнее неприятно, но ради блага детей это необходимо делать. Не менее важно выделить лучших учителей и дать им понять, что их труд оценен по достоинству, и школа в них заинтересована.
Интересным примером может служить сеть Uncommon Schools, в которую сегодня входит 38 так называемых чартерных школ, получающих государственное финансирование, но при этом имеющих полную независимость. В этих школах применяется несколько способов оценки деятельности учителей. Важнейший принцип работы состоит в том, чтобы помогать людям становиться лучше. Каждый учитель должен проходить какую-либо оценку раз в три недели. Это может быть 10-минутная проверка, однако она должна быть спонтанной и проходить регулярно. Чем больше точных и реалистичных данных о работе учителей есть у директора, тем лучше. Если директор школы – хороший специалист, то учителя радуются, когда он приходит к ним на урок, так как они знают, что получат от него помощь и станут работать лучше.
Следующим этапом оценки являются полугодовой и годовой отчеты о результатах работы каждого учителя. Они основаны на десятках наблюдений, а также на результатах учеников, на планах уроков, на мнении старшего учителя, близкого по функционалу нашим методистам. Затем с каждым учителем происходит разговор. Некоторых из них благодарят за прекрасную работу, другим дают совет, как выполнять свою работу лучше. В крайне редких случаях учителю говорят, что это, наверное, не самая подходящая школа для него. Главным показателем качества школы является качество работы ее учителей, а учителя не могут работать хорошо, если они не любят школу, в которой работают, и не доверяют своему руководству.

Что же делает хорошую школу хорошей? Школа – это больше чем просто педагогический коллектив. Хорошая школа – это организация, которая делает людей лучше. Если в коллективе конструктивная рабочая атмосфера, если учителя – это команда, которая помогает своим участникам развиваться и справляться с проблемами, то это хорошая школа. Хорошие школы помогают людям стать теми, кем они хотят стать. В хороших школах уважают работников, ценят их за навыки и делают людей лучше. Если в школе царит атмосфера доверия, если учителя знают, что их усилия будут оценены по заслугам, они будут работать с энтузиазмом.
Источник: http://www.econtalk.org/archives/2013/12/doug_lemov_on_t.html
Перевод Анны Шивриной


Стремительное развитие технологий – наша реальность


BETT – самая крупная и известная выставка образовательных и обучающих технологий в мире. Ежегодно тысячи посетителей-специалистов (от руководителей школ до министров образования) приезжают в Лондон на BETT, чтобы узнать, какие инновации могут улучшить и повысить уровень обучения, начиная с дошкольного возраста и заканчивая профессиональным образованием.
Экспозиция выставки BETT для удобства торговых посетителей разделена на специальные тематические зоны, где каждый найдет то, что его интересует (дистанционное школьное образование, специальные компьютерные обучающие программы, практическое образование, методические пособия для преподавателей и т.п.).


Нукри Башарули, генеральный директор компании «Азбука»:
– В целом стало больше образовательного аппаратного обеспечения и больше контента, содержания (в прошлом году контента было меньше).
В этом году выставка увеличилась в размерах. Больше представлено издательств образовательной литературы, и многие из них презентуют интерактивный контент.
Как и в прошлом году, много представителей из России: образовательные учреждения, коммерческие компании.
Компания «Азбука» (Россия) была представлена на стенде INTEL, где демонстрировали платформу дистрибуции электронного образовательного контента представителям из России, США, Великобритании, Германии, Африки, Испании и других стран.

Рубен Акопов, генеральный директор компании «Орфограф»:
– Если честно, основное, что каждый раз и в первую очередь радует и мотивирует на выставке BETT – это то, что докладчики и участники говорят о своих достижениях очень открыто и самозабвенно. Они не обсуждают проблему бюджетного финансирования, не ожидают, что кто-то их будет контролировать, требовать отчеты и тому подобное. Люди-профессионалы просто работают на благо своих учебных заведений и учеников.
Я не могу согласиться, что все новые технологии, которые представлены на выставке, так необходимы в образовании, но и в презентации новых решений всегда находятся какие-то полезные моменты, а также подтверждения собственным идеям и решениям.
С точки зрения нового интересны решения с роботами, лабораториями и постепенным переходом к использованию комплектов со стандартными планшетами. Удивляет массовое увлечение 3D-принтерами и попыткой применить их в учебном процессе.

Татьяна Крупа, президент компании «ГлобалЛаб»:
– В этом году крупнейшей образовательной выставке BETT исполнилось 30 лет. Здесь можно прогнозировать будущее системы образования и отметить, как быстро она меняется в современном мире.
Что показалось интересным в этот раз?

  1. В прошлые годы рынок заполонили интерактивные доски. Нынче появились интерактивные столы. Но все-таки очевиден переход к мобильным, скорее даже карманным, устройствам. То есть отдается предпочтение деятельностному подходу, практическому использованию, нежели наглядности.

  2. Еще одна тенденция – приложения. Активно развиваются платформы для самостоятельной разработки приложений. Иными словами, не только покупай, скачивай, используй, а создай сам и благодаря этому получи определенные навыки.

  3. Большое количество привычных гигантов: Intel, Microsoft, HP, Google. Вообще довольно много привычного оборудования, софта, датчиков и так далее. К сожалению, совсем немного новых решений, вроде международного сообщества исследователей «ГлобалЛаб».

  4. Определенно на образовательном рынке технологий есть сложности с терминологией. Одним и тем же именем могут называться совершенно разные по концепции компании. Лидеры среди названий: образовательные платформы, социальные сети, образование для будущего.

  5. 3D-технологии продолжают активно развиваться. В этом году значительно больше стало 3D-принтеров, но как они будут применяться в школьной практике, мне пока не очень понятно.

  6. Как всегда, на BETT – большое количество интересных спикеров и волнующих тем для обсуждения. Самые горячие: безопасность в интернете и роль учителя в будущем. Задавались вопросом, не заменят ли технологии преподавателя? Пока что эксперты единодушно отвечают: «Нет!»

  7. И последнее: приятно, что за 30 лет выставка не исчерпала себя. Здесь по-прежнему многолюдно, царит плодотворная атмосфера встреч с партнерами и знакомство с новыми, потенциально интересными игроками рынка. В дни выставки BETT проводился опрос среди посетителей о том, каким будет образование через 30 лет. Но, как выяснилось, никто не знает даже, каким станет образование через год. Стремительное развитие технологий – наша реальность.


Павел Чеботарев, ГОУ СОШ № 29, г. Подольск:
– 1. Интерактивные доски уходят в тень. С каждым годом тенденция становится очевиднее: привычный для образовательного учреждения инструментарий учителя вытесняется интерактивными дисплеями. Интерактивные дисплеи больших размеров становятся все более доступными – как по цене, так и по ассортименту. Надо отметить, что интерактивные дисплеи обладают лучшей цветопередачей, яркостью, а также высоким разрешением, что позволяет оптимально использовать рабочее пространство интерактивной поверхности.
2. Многомерная печать, станки с ЧПУ. 3D-принтеры достигли приемлемого качества печати за разумные деньги, причем качество печати у принтеров, работающих с пластиком, одинаковое, различаются лишь программное обеспечение и размер воспроизводимой модели. На выставке был представлен важный аспект работы с 3D-принтерами – это создание на базе современных компьютеризированных устройств мастерской по мелкосерийному производству. Большой интерес вызвали компактные технические центры на базе станков с ЧПУ, включающие набор универсальных инструментов, управляемых с компьютера и позволяющих сделать «почти всё» из «практически ничего». Примером данного подхода являлась мастерская, в которой были задействованы трехмерный принтер, токарный станок с программным управлением, лазерный резак, плоттер, современная цифровая швейная машинка, раскройная машина. Особенностью подхода является то, что все аппаратное обеспечение мастерской работает под управлением одного программного продукта, что существенно облегчает проектную деятельность учащихся.
3. Робототехника. Lego постепенно начинает терять монополию на рынке робототехнических комплектов. Важным положительным критерием аналогов Lego является их стоимость, которая как минимум в два раза ниже известного производителя. Различные производители предлагают достаточно широкий спектр робототехнических комплектов, включая программирование и алгоритмизацию, работу с логическими контроллерами, механику, электронику, кинематику, возобновляемые источники энергии и строительство.
На выставке в большом количестве представлены комплекты для реализации проектной и исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС ООО и ФГОС СОО. Порадовало большое количество готовых комплектов для проведения демонстрационных и экспериментальных работ профильного уровня по оптике, механике, экологии, а также по энергосберегающим технологиям и экологии.
4. Мультисенсорная комната. Она представляет собой многомерный кинотеатр, где все происходящее воспринимается в режиме реального времени, например: паровоз окатит вас дымом, ночью погаснет свет и зажгутся звезды. Это решение позволяет осуществлять не только сенсорно-моторное развитие и психологическую разгрузку, но и качественно новый уровень подачи информации, что особенно востребовано в дошкольных образовательных учреждениях и в учреждениях коррекционного типа.
5. Программное обеспечение 3D. Все больше и больше появляется многомерных ресурсов для использования в учебном процессе. Продукты требуют тестирования и содержательного изучения, но можно сказать точно: база контента очень существенная, качественная прорисовка моделей, некоторые продукты уже имеют русскоязычный интерфейс.
Были представлены инновационные разработки для сканирования в 3D с помощью обычного смартфона и программного обеспечения (получается 3D-модель любого физического объекта). Очень удобно для создания детьми 3D-моделей без использования специальных навыков.
Особый интерес вызывает направление «дополненной реальности». В частности, программный модуль для дополнения 3D-ресурсов живым видеопотоком. Работает по принципу виртуальной видеостудии, получается смешение многомерной модели и живого видеопотока с камеры, что позволит делать, например, театральные постановки, ресурсы для учителя с применением видеокамеры (для объяснения лабораторной работы и прочее).
6. Решения для дошкольников. На выставке представлено несколько направлений: интерактивный пол, применение бесконтактных сенсорных контроллеров (регуляторов, управляющих устройств) в игровых и обучающих сеансах. Уже сейчас, помимо классических игр, появились специальные приложения, в том числе для обучения дошкольников простейшим математическим вычислениям с применением игровых методов.
Широко начинают использоваться специализированные облачные образовательные сервисы (современные технологии распределенного расположения информационных систем и контента) для обеспечения интерактивных игровых и обучающих сеансов. Образовательная среда, в которой есть и привычные онлайн-интерактивные инструменты (для любой интерактивной доски, тач-экрана), так и полностью анимированные топики, соответствующие теме обучения (или игры). Ресурсы могут использоваться в качестве площадки для дистанционного обучения, отслеживать прогресс каждого ученика для коррекции его образовательной траектории, стимулировать развитие критического мышления. Ресурсы содержат специальные инструменты для создания анимированных сюжетов самими детьми с целью их творческого развития, а также работы в группах.

Александр Квашнин, Дмитрий Киреев, Павел Рабинович, ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»:
– Основные тенденции BETT- 2014:
1. BYOD (bring your own device, или дословно: принеси свою аппаратуру). Все большее число производителей интерактивного, учебно-лабораторного оборудования и программных средств ориентированы на использование обучающимися собственных устройств в процессе обучения. Стоит отметить, что спектр применения данной технологии значительно расширился: от проведения интерактивных опросов и экспериментов до организации видеоконференции, анализа и отправки полученных в ходе работы данных, совместной работы.
2. Использование Kinect в обучении. Отличительной особенностью данной выставки стало резкое увеличение количества стендов, связанных с применением технологии Kinect. При этом компании – производители программного обеспечения ориентированы на обучающихся разных возрастов: для детей дошкольного и младшего школьного возраста предлагаются физкультминутки и развивающие занятия, для школьников и студентов – погружение в виртуальные миры и использование виртуальной 3D-комнаты.
3. Прогресс устройств сканирования и отображения документов. Использование документ-камер в образовательном процессе становится привычным. Однако на выставке BETT-2014 производителями были представлены документ-камеры, подключаемые по беспроводной технологии Wi-Fi, работающие без подключения к электрической сети и компьютеру, а также планшет-трансформер, содержащий встроенную документ-камеру.
4. 3D-печать. На выставке на многих стендах были представлены 3D-принтеры, позволяющие создавать реальные 3D-модели. При этом принтеры были разнообразны как по размеру, так и по качеству получаемых моделей и используемых расходных материалов – от пластика до продуктов питания (в частности, шоколада).
5. Контроль доступа, безопасность учебного процесса. Системы идентификации обучающихся, контроля доступа в образовательное учреждение и другие элементы безопасности становятся неотъемлемой частью современного мира. Многие производители данных систем презентовали свои новинки на выставке: контроль доступа в образовательные учреждения (по RF-картам, по штрих-коду, по отпечаткам пальцев), безналичные оплаты и автоматизированные буфеты, автоматизированные инвентаризации и учет материальных ценностей, автоматизированные библиотеки и так далее.
6. Использование планшетных компьютеров и облачных технологий. «Меньше проводов и больше мобильности» – именно так можно охарактеризовать выставку в целом. Огромное количество мобильных приложений образовательного характера для обучающихся всех возрастов; приложений, позволяющих проводить занятия, анализировать данные обучающихся, организовывать сетевое взаимодействие.
Павел Рабинович