Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Оценка качества образования: от государственной – до общественной, от формальной – до человеческой
eurekanext
Дашковская1_ЖЖ

Этот номер посвящен оценке качества образования – одной из главных тем, обсуждаемых педагогической общественностью. Мы постарались представить разные точки зрения по этому вопросу, но все их объединяет признание ценности индивидуального развития личности, права ребенка на выбор собственной траектории в образовании. Об этом пишет и Елена Хилтунен в своей статье об актуальности Монтессори-педагогики в связи с введением ФГОС дошкольного образования, и Андрей Хуторской – сторонник человекосообразной педагогики. Алексей Воронцов убежден, что современная оценка качества образования должна строиться на принципах развивающего обучения, а Борис Бим-Бад подробно описывает систему DASH – развивающее обучение по-американски. Тигран Шмис задается вопросом: а готовы ли к свободе наши учителя?
И, наверное, особый интерес читателей вызовет интервью с руководителем Рособрнадзора Сергеем Кравцовым, который рассказывает о формировании Общероссийской системы оценки качества образования и изменениях, которые ожидаются в проведении ЕГЭ; о том, возможны ли КИМы в формате заданий PISA, а также отвечает на другие актуальные вопросы.


Одна из проблем российского образования состоит в том, что, в отличие от мировой практики, в ней превалируют государственные механизмы оценивания, зачастую с последующими санкциями в отношении отстающих. Ярким примером может служить мониторинг эффективности вузов, проводимый Минобрнауки. Но если первый мониторинг 2012 года сопровождался громкими скандалами и жаркими дискуссиями в профессиональной среде (причина в том, что в «черном списке» оказались Литературный институт им. А.М. Горького, РГГУ, Архитектурный и некоторые другие вузы, получившие общественное признание), то в минувшем 2013 году организаторы извлекли уроки, применив более дифференцированные критерии.
В сфере высшего образования последние 10 лет активно развивается профессионально-общественная аккредитация. Этим занимается Агентство по контролю и качеству образования и развитию карьеры (АККОРК), различные экспертные организации, которые создаются на базе ведущих профильных вузов (Ассоциация инженерного образования), при компаниях работодателей (федерация рестораторов и отельеров, ассоциации менеджеров, маркетологов, юристов), представителей малого и среднего бизнеса («Опора России», РСПП).
Независимая система оценки качества в сфере общего образования в России начала формироваться сравнительно недавно: в рамках Комплексного проекта модернизации образования (2007–2009 гг.), а затем и в результате реформирования системы контроля и управления качеством образования в России практически во всех регионах созданы центры оценки качества образования и центры мониторинга.
Юридический статус независимая оценка получила в новом Законе «Об образовании в РФ», в котором ей посвящена ст. 95, характеризующая систему лишь в общих чертах. Из нее следует, что независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, ведущих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ по инициативе юридических или физических лиц на основе общедоступной информации. Причем организации, осуществляющие оценку качества, устанавливают условия, формы и методы ее проведения и порядок ее оплаты.
Наконец, результаты независимой оценки (в отличие от профессиональной аккредитации) не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на образовательную деятельность и не влияют на аккредитацию. Потребителями (и заказчиками) новой системы могут быть не только школы, их учредители и профессиональные ассоциации, но и семьи, и даже сами учащиеся (старшеклассники).
Не менее важен вопрос, кто может проводить независимую оценку и где ведется подготовка таких специалистов?
«Мы сейчас на первом этапе создания экспертного сообщества, особенно в части независимой оценки общего образования, – считает Галина Ковалева, координатор международных исследований в России, заведующая Отделом оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО. – Но уже можно говорить о формировании хороших экспертных команд в Красноярском и Краснодарском краях, Новосибирской, Томской областях, в Республике Чувашии. Их мы начинаем привлекать к исследованиям, организуемым на федеральном уровне».
Идет мощное движение по подготовке специалистов в области измерений. В НИУ-ВШЭ – магистерская программа «Измерения в психологии и образовании», а в Московской высшей школе социальных и экономических наук ведется магистерская программа «Оценка качества образовательных систем». В некоторых регионах страны есть свои школы тестологов, например в Томской области. Некоторые вузы регулярно проводят летние школы с целью повышения квалификации преподавателей в области педагогических измерений, например Кубанский государственный университет.
«У нас есть потребность в специалистах по педагогическим измерениям на всех уровнях образования. Однако проблема состоит в том, что они разрозненны и не осознают себя как некую общность в сфере образовательной политики», – утверждает зампред комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Любовь Глебова. Идея создания Российской ассоциации в сфере оценки качества образования была поддержана участниками парламентских слушаний, посвященных мерам по совершенствованию проведения ЕГЭ, проходивших в ноябре прошлого года в Совете Федерации.
Важно не только то, кто будет оценивать качество образования, но и как, по каким критериям это будет происходить.
«Государство должно выстроить такую систему образования и воспитания российских детей, чтобы перспективы в будущем были не только у отличников, но и у тех, кто не имеет хороших знаний; иначе дети будут чувствовать себя неполноценными, уходить в виртуальную реальность», – считает директор московского Центра образования № 109, член-корреспондент Российской академии образования Евгений Ямбург.
По его мнению, установка на успех, оценка деятельности школы и учителей по результатам ЕГЭ и олимпиад невротизирует школу, педагогов, учащихся. В условиях усложняющегося контингента детей, растущего числа детей-инвалидов, детей с отклонениями в развитии, мигрантов, почти не знающих русский язык, оценка школы должна ориентироваться не на высокие достижения, а на умение учителей работать с различными категориями воспитанников. Кстати, это требование является одним из ключевых положений профессионального стандарта педагогической деятельности.
Институт проблем образовательной политики «Эврика» тоже внес свою лепту в разработку системы оценки качества: в 2011–2013 гг. системно прорабатывал вопросы оценки качества школьного образования в соответствии с требованиями ФГОС ступеней общего образования по заданию Минобрнауки России в рамках государственных контрактов. На сегодняшний день составлен целый пакет концепций, моделей, механизмов и инструментов оценки качества образования в начальной, основной и старшей школе, в том числе аккредитация школ на ступенях общего образования; аттестация педагогических работников; модели и инструментарий для итоговой аттестации учащихся в 9-х и 11-х классах в части метапредметных образовательных результатов. Предложены также электронные среды для школ в рамках формирующего (текущего), промежуточного и итогового оценивания. В апробации и общественных обсуждениях перечисленных материалов в той или иной форме за три года приняли участия десятки тысяч школ и более ста тысяч педагогов и руководителей школ.
…Многочисленные мониторинги и рейтинги, нацеленные на выявление и ранжирование успешных образовательных учреждений, не дают ответа на вопросы о том, должен ли выпускник школы быть не только конкурентоспособным, но и человечным, отзывчивым, чутким? Надо ли победителю Всероссийской олимпиады или стобалльнику по ЕГЭ учиться делать выбор, иметь свою точку зрения и отстаивать ее, уметь преодолевать испытания ради спасения своих близких?
На все эти вопросы наше образование пока не дает ответа, но есть надежда, что время расставит свои приоритеты, и вместе с системой образования будет меняться ее оценка.
Ольга Дашковская

?

Log in

No account? Create an account