?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Объективность ЕГЭ будет зависеть от регионов
eurekanext
Кравцов1_ЖЖ

Как будет формироваться Общероссийская система оценки качества образования, сработают ли меры по обеспечению информационной безопасности ЕГЭ в этом году, можно ли доверить оценку качества образования независимым экспертам? Об этом и о многом другом рассказывает руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов.

– Сегодня поставлена задача формирования Общероссийской системы оценки качества образования. Какие задачи она призвана решать?
– Эта работа ведется совместно с Минобрнауки, уже подготовлен проект концепции ОСОКО, который носит практико-ориентированный характер. Концепцию обсуждали в Саратове на всероссийском совещании в октябре прошлого года. Предполагается еще серия обсуждений с различными экспертными сообществами, в том числе с «Эврикой». Сегодня главная цель ОСОКО – разработать другие механизмы оценки качества образования, так как на сегодняшний день ЕГЭ является пока единственным инструментом. А нам необходимо понимать, какое качество образования у нас в начальной, основной, старшей школе. С этого года Рособрнадзор планирует начать мониторинговые исследования в пилотных регионах на добровольной основе с целью оценки качества образования на разных ступенях по разным предметам. Данные мониторинги по форме и содержанию будут перекликаться с международными исследованиями PISA, TIMSS, PEARLS, их задания будут нацелены на проверку компетенций, умение использовать знания по предметам в конкретных жизненных ситуациях. Главная задача этих исследований – не выявить отстающих и не наказать их, а получить обратную связь от системы образования и принять на основе объективной информации те или иные решения. Это позволит совершенствовать содержание образования, учебников, определить направления повышения квалификации педагогов. Не имея обратной связи с системой образования, очень сложно принимать такие решения.

– Какие структуры в регионах осуществляют оценку качества?
– Это могут быть центры мониторинга и анализа оценки качества образования, и региональные центры обработки информации (РЦОИ), которые в том числе обеспечивают технологическое проведение ЕГЭ и ГИА, но могут проводить и аналитическую работу, собирать статистику. Многие из этих организаций параллельно проводят исследования качества образования на муниципальном и региональном уровнях, как, например, в Республике Чувашия, Самарской, Томской, Новосибирской областях. Также в регионах есть негосударственные организации, которые по заказу школ выполняют работы по оценке качества образования, образовательному аудиту и составляют программы развития школ. Кроме того, мы планируем создать Независимые центры тестирования для сдачи и пересдачи ЕГЭ не только летом, но в течение всего года. Пока решаем вопрос, будет ли это отдельная структура или она будет действовать на базе вуза. Первый пилотный проект стартует в Республике Коми уже в текущем году.

– Создание ОСОКО наверняка простимулирует увеличение числа мониторингов и рейтингов, которые сегодня все чаще становятся объектом резкой критики. Неотработанные критерии, отсутствие контекстной информации в этих исследованиях, наконец, принятие управленческих решений по их итогам – все это вызывает закономерное недовольство в обществе. Планирует ли Рособрнадзор каким-то образом упорядочить этот процесс, например, разработать методические рекомендации на эту тему, сертифицировать центры оценки качества?
– Если рейтингам доверяют, если они объективны, то они востребованы и жизнеспособны. Если рейтинги основаны на непроверенных данных, они будут неэффективны и могут только навредить. Мы готовы этот вопрос изучить. Но при этом важно отметить, что итоги рейтингов нужны для того, чтобы проанализировать, почему та или иная организация заняла низкие позиции в топе и какие ей следует дать рекомендации для исправления ситуации.

– В этом году Рособрнадзор намерен принять серьезные меры по обеспечению информационной безопасности ЕГЭ. Каковы Ваши прогнозы по результативности этих мер и в целом «уровня честности» ЕГЭ-2014?
– Если все участники будут соблюдать закон и установленные регламенты, экзамен пройдет в нормальном режиме. По итогам анализа ЕГЭ 2013 года мы учли все предложения и замечания по информационной безопасности и закрепили их в новом Положении по проведению ЕГЭ в 2014 году, которое подписано министром образования и науки Дмитрием Ливановым и доведено до всех регионов. Установка системы видеонаблюдения в каждой аудитории позволит выявить и предупредить возможные нарушения. Если раньше у нас действовал запрет на использование мобильных телефонов, то с этого года вводится запрет на их наличие. В случае нарушения этого правила результаты ЕГЭ будут аннулироваться, а выпускники рискуют остаться на второй год. Во избежание таких последствий будут установлены металлоискатели в каждом ППЭ. Со своей стороны Рособрнадзор принял все меры для того, чтобы честный ученик мог честно сдать экзамен. Но в конечном итоге эффективность и объективность экзамена будет зависеть от регионов, в которых он проводится. В период сдачи ЕГЭ мы намерены направить федеральных инспекторов и федеральных общественных наблюдателей в те субъекты РФ, в которых в прошлом году было обнаружено наибольшее количество нарушений. Кстати, с этого года общественные наблюдатели смогут проходить регистрацию не только в региональных органах управления образованием, но и в Рособрнадзоре. Мы активно работаем в этом направлении с федеральной и региональными Общественными палатами, в прошлом году проводили форум общественных наблюдателей.
Еще очень важно настроить выпускников, что не надо бояться сдачи ЕГЭ, что никаких принципиальных изменений в этом году не ожидается.

– Сколько потребуется средств на обеспечение информационной безопасности, кто оплатит эти расходы?
– В целом это не должно вылиться в большие расходы. Например, если говорить о системе видеонаблюдения, то в ряде ППЭ будет использоваться аппаратура, установленная еще на выборах президента РФ или та, которую, не дожидаясь этого года, уже установили в школах – для организации учебного процесса, охраны, а в некоторых регионах и во время проведения ЕГЭ. Частично оснащение видеокамерами пунктов проведения экзаменов берет на себя федеральный центр. Также мы обеспечим работу онлайн-трансляций экзаменов, берем на себя оплату трафика. Избежать больших трат по установке металлоискателей на время проведения ЕГЭ существенно поможет МВД, которое предоставит свое, уже имеющееся оборудование, как, впрочем, и своих сотрудников.

– Одной из причин подтасовок во время ЕГЭ, по общему мнению, является то, что результаты ЕГЭ по региону указываются в отчетах губернаторов. Когда исчезнет этот показатель и какие усилия предпринимаются в этом направлении?
– Речь идет не о среднем балле ЕГЭ, а о количестве выпускников, не сдавших экзамены. Минобрнауки России, Рособрнадзор провели соответствующую работу. Есть понимание и со стороны Минрегиона. Предложения были направлены в правительство РФ с просьбой об отмене этого показателя. К нашим доводам прислушались. Обсуждается несколько вариантов замены этого критерия, и вопрос, надеюсь, скоро будет решен.

– Очень много дискуссий в прошлом году вызвало предложение президента ввести обязательное сочинение для выпускников школ. Как и когда должна быть реализована эта идея? Каковы будут, с Вашей точки зрения, результаты этого решения?
– Выпускников этого года это не коснется. Сочинение будет введено в следующем учебном году. Сейчас рассматриваются разные модели, разные варианты того, как оно будет интегрировано в систему государственной итоговой аттестации. Мы уже начали подготовительную работу по тем вопросам, которые зависят от нас. С этой целью в Минобрнауки созданы экспертные рабочие группы, и, думаю, они скоро дадут свои рекомендации. Как только соответствующие решения будут приняты, мы обеспечим их выполнение.

– Возможно ли введение с 2015 года таких инноваций, как портфолио и средний балл аттестата? Каковы перспективы полностью «компьютерного» ЕГЭ? Что вызывает Ваши сомнения во всех этих начинаниях?
– В прошлом году эксперимент по проведению ЕГЭ по информатике в компьютерной форме прошел успешно. Но чтобы распространить данное начинание в масштабах страны, нужны соответствующие технологические условия, в том числе высокая скорость интернета. Проблемы возникнут в некоторых отдаленных сельских районах. К введению портфолио и учету среднего балла аттестата при поступлении в вуз надо подходить аккуратно во избежание коррупционных моментов. В общем, параллельно с подготовкой ЕГЭ 2014 года мы анализируем и долгосрочные изменения, и уже к лету у нас будет сформирована позиция по организации ЕГЭ 2015 года.

– Возможны ли КИМы в формате PISA? Насколько серьезно учитываются результаты международных исследований руководителями системы образования?
– Международные исследования вызывают у нас большой интерес, и, как я уже отмечал, по их образу и подобию будут построены мониторинги в рамках ОСОКО. Однако нельзя забывать о том, что PISA – междисциплинарный экзамен, а ЕГЭ – экзамен по предметам. Что касается компетентностного подхода – применения знаний в практических ситуациях, широко используемого в PISA, то в КИМах по математике у нас много практико-ориентированных заданий. Важно, чтобы КИМы были нацелены на проверку того, что изучалось в школе. Изменения в содержании образовательных программ повлекут за собой изменения и совершенствование КИМов. Поэтому данный процесс должен быть эволюционным, и в этом направлении мы будем двигаться.

– Есть мнение, что ЕГЭ будет частью независимой системы оценки качества образования. Сейчас она активно формируется. Какие Вам видятся здесь риски и преимущества? Какие функции можно будет доверить независимым экспертам (проведение ЕГЭ по выбору, экспертиза учебников, участие в разработке КИМов и т.д.)? Кто будет работать независимыми экспертами и будут ли они проходить аккредитацию (сертификацию) в органах управления образованием?
– Мы открыты к сотрудничеству с экспертным сообществом. Потенциал у нас в этой сфере большой, но есть и проблемы, которые проявились во время проведения ЕГЭ. Буквально на днях ФИПИ начал серию семинаров для экспертов, проверяющих часть С, с целью повышения уровня их квалификации и объективности их работы, поскольку в прошлом году отмечалось существенное расхождение между баллами за одинаково выполненные задания, а также их неоправданное занижение или завышение. В регионах сейчас происходит ротация этих специалистов. С этого года субъекты РФ согласуют с нами кандидатуры председателей региональных предметных комиссий по ЕГЭ, они проходят у нас тестирование по квалификационным требованиям и обучение. К разработке КИМов мы активно привлекаем методистов, учителей, преподавателей вузов. Хочу подчеркнуть, что экспертами могут быть как представители профессионального сообщества, так и общественности. Возможно, будет создан банк экспертов в рамках ОСОКО.

– Сегодня государственные механизмы оценки качества образования в нашей стране превалируют над общественными. Какой, по Вашему мнению, должен быть задан идеальный баланс?
– Я бы разделил государственную, профессиональную и общественную оценку. И не всегда их результаты должны будут совпадать. Но надо развивать все направления, они должны дополнять друг друга, и тогда в итоге мы получим объективную картину. Например, для проведения государственной аккредитации вузов Рособрнадзор уже привлекает работодателей, представителей бизнес-ссообщества, при проверке школ – лучших управленцев, которые могут не только выявить слабые места в работе школ и местных органов управления образованием, но и дать рекомендации по улучшению ситуации. Инспекция должна помогать развиваться, и в этом смысле общественно-профессиональная оценка очень важна, без нее трудно определять направления развития образовательной организации в частности и совершенствование системы образования в целом в стране.
Беседовала Татьяна Карпова