Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
В основе образования – человек
eurekanext
хуторской2_ЖЖ

Что понимать под образованием?
Ключевой вопрос: о каком образовании идет речь, когда мы говорим о качестве образования?
Нынешним чиновникам очень удобно считать образованием то, за что можно легко отчитаться и на что потратить деньги: статистику сдачи ЕГЭ, количество отремонтированных зданий, число компьютеров в школах, количество поступивших в вузы, среднюю зарплату учителей...
С научно-педагогической точки зрения под образованием понимается не система образования, не условия, в которых происходит образовательный процесс, и даже не стандарты. Сами по себе стандарты, учебники, экзамены, школы, учителя, методисты и министры нужны только для одного – для образования конкретных учеников.
Но в реальности происходит по-другому. Существует целая армия людей, организаций, множество зданий, законов и финансов, которые замкнуты сами на себе. Под образованием эти люди понимают все то, что происходит вокруг ученика. И меряют качество этого происходящего с помощью придуманных ими правил, норм, отчетов, в которых очень мало чего относится к изменениям во внутреннем содержании получающих образование учащихся.
Нынешние стандарты – ФГОСы – имеют существенное преимущество: они провозглашают ориентацию на образование как личностное развитие учащихся. Несмотря на допущенные, с нашей точки зрения, в стандартах системные ошибки (излишний психологизм, дидактические недоработки, отсутствие системы реализации), они задают вектор движения к ученику как к субъекту собственного образования. В этом, безусловно, польза для конкретных учеников, чьи образовательные результаты стандарты предполагают измерять. Это результаты предметные и метапредметные, универсальные учебные действия и др. И хотя подавляющее большинство учителей-предметников ничего не могут понять в данных требованиях, процесс идет в направлении ученика.

Что нужно измерять, кто и как это должен делать?
Если речь идет об образовании человека, то вначале нужно определить, что именно в этом человеке образуется, какие в нем сферы для сопровождения, контроля и оценки? Можно взять самую простую и древнюю модель человека: тело, душа, дух. В ученике-человеке образовывается его тело, связанные с ним физиологические процессы; в нем развивается душа, эмоционально-чувственная сфера; а также дух – как воплощение разума, интеллекта, знаний. Уже на данном этапе видно, насколько перекошена существующая система диагностики и оценки качества образования учеников. Наибольшее внимание традиционно уделяется интеллектуальным, познавательным сферам, гораздо меньше – телесным, еще меньше – душевным, чувственным, нравственным.
Если же мы хотим оценить качество образования, то путь только один: определить приращения в каждом диагностируемом качестве ученика. Образование – это изменение, рост. Если мы делаем только один срез, например, с помощью ЕГЭ, никакого образования мы проверить не сможем, обязательно нужны как минимум два диагностических среза. Качество и количество образования определяется по произошедшему в ученике приращению!
Теперь о том, кто и как должен определять качество образования ученика.
Нынешние ФГОСы – не единственное требование к образованию. У образования несколько «заказчиков»: сам человек, его семья, род, народ (этнос), школа, регион, страна, мир, человечество, Вселенная.
ФГОСы отражают запрос только одного «заказчика» – государства. Поэтому основной компетенцией учителя, работающего в условиях нынешних стандартов, мы считаем его умение сопрягать требования ФГОСов с ожиданиями и потребностями других «заказчиков», в том числе и самого учителя. Только в этом случае диагностика образования получит необходимую полноту.

С позиций человекосообразности
Я принадлежу к научной школе человекосообразного образования, мы придерживаемся в педагогике и практике обучения принципа человекосообразности. Он звучит так: образование есть средство выявления и реализации возможностей человека по отношению к себе и окружающему миру.
С позиций человекосообразности характеристиками качества образования конкретного ученика выступают, например, такие показатели: степень выявления его способностей, уровень его образовательных приращений по каждому учебному предмету; развитие образовательных компетентностей; реализация его индивидуальной образовательной траектории; соответствие образовательных результатов поставленным целям ученика; состав и содержание портфолио ученика и т.п.
Это совсем другое образование и другое понимание его качества, нежели принято традиционно. Образование здесь понимается буквально: как образовывание ученика – человека. А под качеством образования имеется в виду содержание внутренних изменений ученика и их внешнее воплощение в его конкретных образовательных продуктах.
Образование должно быть продуктивным, то есть ученик образовывается тогда, когда создает образовательные продукты: сочинение, схему, модель, свою таблицу умножения и т.п. Каждому внешнему продукту соответствуют внутренние приращения в ученике. Это ключ к диагностике качества и количества образовательных приращений. По «плодам» ученика можно узнать его изменения.
Сегодняшнее массовое образование, к сожалению, не ориентировано на человека. Мы считаем, что каждый из нас способен на большее, чем ему предоставляет существующая система образования. Потенциал человека безграничен. Наша задача – воплотить принцип человекосообразности на практике и помочь людям стать успешными в учебе, в профессии, в жизни. Для этого прежде всего нужно принять, что в основе образования – понятие и сущность человека.
Андрей Хуторской,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва

?

Log in

No account? Create an account