Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Ты мне – я тебе
eurekanext
Взаимообучение один из интереснейших трендов интернета последних лет. Персональный опыт и экспертная оценка в прикладных областях знаний становятся валютой в межличностных отношениях в виртуальной среде. Но, помимо этого, обучение и просвещение как две важнейшие функции интернета создают причудливые социальные конгломераты, в которых живут и общаются люди со всего земного шара. 

Релевантные тексты
Релевантность –  теоретический термин, означающий когнитивную полезность отдельного фрагмента;  меру соответствия получаемого результата желаемому результату. В поисковых системах – это мера соответствия результатов поиска задаче, поставленной в запросе. Релевантность – ключевое слово для гуманитарного интернета. Что из себя представляет знание, нагугленное или найденное в Яндексе? 
Каждый день миллионы пользователей забивают в поисковик множество вопросов. От «как сварить солянку сборную мясную» до «как построить эпюр» и «как получить ученую степень». А это значит, что миллион блогов, новостных сайтов и прочих информационных (или псевдоинформационных) ресурсов размещают тексты, содержащие ключевые фразы – популярные поисковые запросы. Если обратиться у популярным биржам текстов, фрилансерским биржам труда или агентствам, работающим с удаленными копирайтерами, то можно отыскать несколько тысяч текстов на заданную тему, где будут мусолиться одни и те же факты, переписанные на тысячу ладов – так, чтобы системы проверки  уникальности контента выдавали восемьдесят пять процентов минимум. В итоге пользователь, который обращается к интернету как к книге, рискует получить три ценных капли информации и три тонны «воды». Одна и та же фактура, просто синонимы разные. 
Именно поэтому все чаще к интернету обращаются как к толпе... хорошо структурированной толпе, где можно найти специалиста по самым разным вопросам. Системы «вопрос-ответ» есть на Яндексе, Мейле, множестве других кириллических, а тем более англоязычных ресурсов. Такие виртуальные консультации тоже не идеальны, поскольку невозможно предположить, кто находится по ту сторону монитора. Возможно, гениальный ученый, который решил забавы ради заняться альтруизмом. А, возможно, глупец и профан. Или человек, ментально неуравновешенный, дающий из самых разных побуждений самые странные советы. Народный контроль срабатывает не всегда. И не всегда «вменяемое большинство» может зашикать хулигана. 
Серединный путь – тексты, написанные по мотивам популярных запросов, людьми, которые имеют персональный опыт в данной области. Каким бы гением не был рерайтер, он не сможет добавить в тексты нечто персональное: специфику, тонкости, детали...

Примеры таких текстов можно найти, например, на сайте kakprosto.ru. Тематика формируется популярными запросами, автор своего рода эксперт. Неважно, в чем: в кулинарии, компьютерах, вытирании детских носов или написании школьных сочинений.

Для того, чтобы стать автором, нужно отправить резюме и тестовый образец текста, то есть пройти формальное утверждение у редактора. Кроме того, написанный текст  проходит проверку у редактора, что предполагает некий контроль и конструктивную критику. Такой стиль работы напоминает сооружения эквилибриста на натянутой проволоке. С одной стороны, все просто, с другой –  можно сломать позвоночник, поскольку целевая аудитория сайта весьма велика. Поэтому все дело в балансе: грамотном и взвешенном подходе. И, как это выражение на банально звучит, в личной ответственности каждого работника ресурса. 


Фото с сайта lemb.moy.su

Релевантные педагоги
Что касается сайтов, ориентированных на просвещение и обучение, то там ситуация примерно схожая. Часть ресурсов «заточена» на то, чтобы дополнять школьную программу, развивать человека в определенных областях знаний. Это тематические сайты. Доступ к информации, как правило, бесплатный, свободный. Сайты приветствуют обратную связь и подразумевают блог или форум, где резвятся тематически продвинутые юзеры.    

Виртуальные лекции: онлайн или с видео, – еще одно интереснейшее явление последних лет. Самый популярный зарубежный ресурс – http://www.ted.com/  Интереснейшие темы, увлекательнейшие лекции по самым разным областям знаний: от механизма сострадания до бесконтактных гадетов, которые позволяют выводить интернет за пределы технических устройств, сращивая его буквально с человеческим телом. Лекторы, как правило, помимо могучего интеллекта одарены артистическими способностями. И каждое выступление – это перфоманс матерого специалиста, молодого гения или  просто горячо увлеченного своим делом. Великолепнейший ресурс! Одна печаль – это англоязычный сайт, и перевод лекций на русский язык, как правило, дело доброй воли определенной части поклонников ted.com.

То же самое – http://whoyougle.ru  Здесь можно найти видеолекции ведущих университетов мира, точнее ссылки на них. При этом каждый университет помимо прочего имеет несколько сотен подкастов и интернет-курсов, многие из них бесплатны. 

Что касается рунета, то на ум, в первую очередь, приходят, лекции polit.ru. Они  весьма интересны и глубоки, но подразумевают также и весьма подготовленную целевую аудиторию. Это не пятнадцатиминутное шоу с мигающими лампочками, слайдами и хохотом зрителей.

Но зато на youtube.com можно найти лекции по Истории русской литературы во ВГИК: «А.П.Чехов. Рассказы», 9 частей по 10минут. Учебный материал записан и выложен с разрешения Валерия Ильича Мильдона. http://www.youtube.com/watch?v=jk56xmALw0s
На том же ресурсе можно найти лекции профессора В.М. Цаплева по физике. Запись сделана в  Северо-Западном государственном заочном техническом университете. 26 лекций: кинетика, динамика, термодинамика, специальная теория относительности, квантовая оптика. http://goo.gl/Jt20U
Говорить о платных лекциях не хочется, поскольку это бизнес в чистом виде, а просвещение подразумевает свободный доступ к информации – равные права для всех и каждого. 
Именно поэтому хочется обратить внимание на своеобразный ресурс http://botaniks.ru/videouroki.php Там можно найти видеоуроки и видеолекции для школьников, выложено много учебного материала (возможно, вопрос авторских прав - открытый). При этом сайт предлагает бесплатные шпаргалки (как для оффлайн, так и для мобильников), а еще является площадкой, где школьники или студенты могут заказать работу по техническому или гуманитарному предмету у третьего лица. Желающие имеют возможность пройти онлайн-тесты, а если у них возникают сложности, то заказать платную помощь «репетитора», кавычки опять же для того, чтобы  обозначить тонкую грань между реальным «Здравствуйте, я учитель физики из школы номер двадцать восемь» и человеком, который с равной вероятностью может быть дипломированным специалистом, а может быть и говорящей собачкой, хозяева которой забыли выключить компьютер... 

Релевантные сообщества
Люди лучше Гугля – это интернет-фольклор. Действительно если человека посылают к поисковой машине, то его «посылают» в прямом смысле. И тем ценнее живое человеческое общение, пусть даже процеженное через километры проводов. 

База знаний  – это еще один интересный тип информационного ресурса, работающий для просвещения широких масс. Эта система, в которой объединяется метазнание по самым разным областям человеческой жизни, это система человек-машина, но система гибкая, изменяющаяся и даже самообучаемая.  Это не книга и не толпа, но сообщество экспертов, которые не только способны  презентовать свое знание, «упаковав» теорию в доступные слова, но и вступать в диалог с «потребителями контента», объяснять им свои выводы. А это предполагает не только эффективную модель управления сообществом, но и структурирование знания, четкий и внятный процесс обмена информацией между различными источниками, получателями и производителями.

Грубо говоря, чтобы создать самую простую базу знаний, нужно пять специалистов и интернет-форум. 
Одна из самых мощных баз в кириллическом сегменте интернета – http://humbio.ru: база знаний по биологии человека.  Руководитель коллектива создателей Базы Знаний – профессор А.А. Александров (aaa@img.ras.ru) Это ресурс, где ссылки связывают самые разные информационные блоки: от генетики и иммунологии до клеточной и молекулярной биологии.
Плюс рисунки, плюс таблицы, плюс ссылки на научные статьи. Форум – это не сколько сообщество специалистов, сколько хаотический клубок социальных связей людей, которые проходили мимо. Люди, собирающиеся вокруг таких сообществ, как намагниченные опилки, решают самые разные вопросы: от поиска информации к диссертации до  истерического и провокативного «Продам почку». И эти эмоциональные вихри, кусочки чужих жизней, штрихи чужих личностей  - весь этот умственный шум неизбежен для любого сообщества, будь то кружок любителей аниме «Вконтакте» или специализированная сеть молодых специалистов, ученых или общественников. Более того, если ресурс предполагает регистрацию (то есть фиксированный юзернейм, аватар, историю сообщений), то люди начинают создавать более прочные эмоциональные связи. Наивно говорить, что они становятся семьей (хотя они часто знакомятся, влюбляются и создают семьи на таких ресурсах). Нет, они становятся вполне заметным виртуальным анклавом. Именно на таких площадках обмен опытом, знаниями идет гораздо интенсивнее. 

Вебинары (веб + семинар) мало чем отличаются от обычных лекций, разве что предполагают чуть более узкую целевую аудиторию (из-за пропускной способности сайтов). В интернете можно найти множество ресурсов, где педагоги или специалисты могут устраивать вебинары бесплатно: весь необходимый софт для этого имеется. Но вообще вебинар – прекрасный инструмент для учеников, которые решили готовиться к экзамену совместно не выходя из дома. Он чуть удобнее, чем групповая  сессия по скайпу, поскольку материал можно записать, скачать и пересматривать в ночь перед экзаменом. На базе таких ресурсов существуют сообщества – постоянная аудитория участников различных вебинаров, где многие уже знают друг друга, что называется, в лицо. 

В языковых образовательных сетях – таких как livemocha.com, busuu.com и им подобных существует негласная практика поиска языкового партнера. В профайлах пользователей можно встретить множество объявлений в духе: «Ищу партнера для устной практики французского. Темы – спорт и бизнес», или «Я не ищу свиданий, меня интересуют платонические отношения и помощь с корейским. Взамен могу научить французскому или английскому». Именно там, в сетях, где социальная коммуникация и обучение практически синонимичны, персональное знание, педагогические навыки становятся социобразующими элементами. Именно там язык, а точнее, теоретическое знание и практические навыки – это интеллектуальная валюта, которая влияет на коэффициент социальной полезности. Интерфейс таких социальных сетей (статистика, рейтинги, история активности) позволяют определить, что делает здесь этот юзер: учится, помогает другим в силу личной потребности быть полезным или же ему нужны друзья и любовные приключения в разных частях земного шара.  Хотя и в этом случае процесс обучения – набора персонального опыта – будет продолжаться. Вот только в каких областях – это решать самому человеку. 
Анастасия Чеховская


?

Log in

No account? Create an account