?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Перечень образовательных услуг сокращаться не будет
eurekanext
Ирина Абанкина1_ЖЖ

Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина положительно оценивает введение государственного (муниципального) задания и перспективы развития этой формы финансирования.

– Как давно школы начали финансироваться по муниципальному заданию?
– На финансирование по муниципальному заданию школы должны были перейти с 1 июля 2012 года, но по факту во многих регионах этот переход произошел раньше, с 1 января 2012 года, с момента вступления в силу 83-ФЗ о бюджетных, автономных, казенных учреждениях. Подчеркну, что казенные учреждения получают деньги по смете, а по государственному (муниципальному) заданию финансируются только бюджетные и автономные. При этом применяется двухуровневая схема финансирования: деньги в виде субвенции из регионального бюджета поступают в муниципальный, откуда они перераспределяются по школам. По Закону «Об образовании в РФ» субъекты РФ обеспечивают зарплату педагогов и учебные расходы, муниципальные – содержание имущественного комплекса школ.

– С 1 января 2014 года муниципальное задание вводится в дошкольных учреждениях. Будет ли механизм их финансирования отличаться от школьного?
– Механизм финансирования будет аналогичным, двухуровневым, с разделением полномочий между региональными и местными властями. Министерство образования и науки разработало методические рекомендации, согласно которым предлагается оплачивать из регионального бюджета зарплату не только педагогов ДОУ, но и учебно-вспомогательного персонала, руководителей, научных сотрудников, принимающих участие в реализации образовательных программ.
И теперь уже неважно, где реализуются программы ДОО – в самом детском саду или в школе, в учреждении дополнительного образования или в вузе – во всех этих случаях они будут оплачиваться из регионального бюджета.
Таким образом, у муниципалитетов появляется больше средств на создание условий для присмотра и ухода за детьми, то есть на оплату работы персонала, который отвечает за уборку территории ДОУ и его помещений, приготовление еды. Следовательно, родители освобождаются от этих расходов. Тем не менее ситуация с родительской платой за детские сады остается серьезной ввиду отмены ограничений (не больше 20% от стоимости образовательной программы) в новом Законе «Об образовании в РФ». Выход – в установлении местными властями разумного размера родительской платы за ДОУ и в ее частичной компенсации, в том числе за счет муниципальных средств. Как видим, несмотря на разделение полномочий между двумя уровнями власти, ответственность муниципалитетов за ДОУ только возрастает.

– В чем преимущества финансирования в рамках муниципального задания?
– И в школы, и в детские сады деньги поступают одной строкой. Директора сами распределяют их по статьям расходов. Если раньше все бюджетные средства надо было потратить до конца года, то теперь сэкономленные деньги остаются на счетах школ, которые вправе распорядиться ими по своему усмотрению. Экономят, как правило, на коммунальных расходах: это установка счетчиков, уплотнителей мусора, организация аутсорсинга, когда уборка помещений доверяется внешним исполнителям. Это позволяет высвобождать средства на оплату труда педагогов, на закупку оборудования. Мы надеемся, что самостоятельное распоряжение средствами будет способствовать повышению качества образования. Поскольку предусмотрено, что учредитель в муниципальном задании должен заложить показатели по объему и качеству образовательных услуг, и эти параметры, в том числе по оснащенности образовательных учреждений оборудованием и кадрами, задаются ФГОС. Но, в отличие от школы, где в стандартах прописаны требования к результатам обучения, в дошкольных ФГОС акцент делается на требования к условиям. Кстати, в прошлом году Роспотребнадзором была проведена большая работа по совершенствованию СанПиНов для ДОУ, в том числе для негосударственных и семейных детских садов – с целью их развития.

– Возможно ли сокращение перечня образовательных услуг ввиду нехватки финансирования?
– Перечень сокращаться не будет. В том случае, если в региональном бюджете не хватает средств, трансферты из федерального бюджета компенсируют этот недостаток. С прошлого года действует система бюджетных кредитов для субъектов РФ, и регионы широко используют эту возможность для повышения зарплаты педагогов в соответствии с майскими указами президента от 2012 года.

– Удастся ли реализовывать стандарт в условиях повышения заработной платы педагогов?
– Думаю, что удастся, поскольку все условия для этого имеются.
Перечень услуг необходим для установления государственного (муниципального) задания, это текущее финансирование, его цель – обеспечить возмещение текущих расходов образовательной организации на реализацию образовательных программ. Для приобретения оборудования, переоснащения учебных заведений, капитального ремонта предусмотрены иные целевые субсидии или бюджетные инвестиции. Это разовые закупки. Эти механизмы основаны не на принципах нормативного подушевого финансирования, а на программных принципах, они позволяют осуществить внедрение инноваций, таких как переход на новые ФГОС.
Беседовала Ольга Дашковская