?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Отчет дубль два
eurekanext
Голубецкий_ЖЖ

За все время практического внедрения муниципального задания в сфере образования отношение от заинтересованно-оптимистического медленно дрейфовало к нейтрально-отчетному. Наши надежды связывались с возможностью организации новой переговорной площадки с учредителем, с которым у нас деловые отношения (хоть и иерархические, но почти партнерские): мы добровольно берем на себя много методической и организационной работы, помогая соседним школам, проводим муниципальные образовательные мероприятия. Результатом таких переговоров и должен был стать новый документ с взаимными обязательствами на ближайший год, где была бы учтена не только учебная работа, но и другие формы наших многогранных отношений. Но, как в известном выражении, хотели как лучше... Лично для меня как для директора школы это стало еще одним отчетом, мало меняющим повседневную реальную жизнь. Нужно отчитаться ежеквартально? Отчитаемся. Тем более что показатели собирать особо не нужно. Почти полное дублирование других отчетов.
Некоторое наполнение смыслом муниципального задания пришло с появлением новой формы трудовых отношений – эффективного контракта. Показатели оценки руководителя образовательной организации основываются на муниципальном задании, фиксируется связь между его выполнением и стимулирующими выплатами директору школы. Из положительного стоит упомянуть еще тот факт, что величины муниципального норматива достаточно для обслуживания и содержания имущества школы. Тут лично глава района старается школы не обидеть. Впрочем, это происходило бы и без «заданий».

Противоречия и вопросы
Важно отметить, что введение муниципального задания обнажило и обострило многие организационные и правовые противоречия, давно существующие в системе образования. Муниципальное задание формируется на финансовый год, а оценить его выполнение можно только или по окончании текущего учебного года (т.е. когда еще МЗ до конца не профинансировано), или через полгода после завершения календарного года. Но как формировать тогда новое задание, если не выполнено предыдущее?
Остается неразрешенными и такие вопросы: а что должно произойти, если МЗ не выполнено? А если перевыполнено? Как его регулировать, если неожиданно пришло в школу много детей в течение отчетного года (как было в нашем случае)?
Обнажилось противоречие между региональным и муниципальным уровнем управления школой. В регионе есть образовательная политика? Есть. Как она отражена в муниципальном задании? Отчасти представлена, но это добрая воля нашего учредителя. Могли бы и не отражать. Есть ли у региональных властей реальные финансовые и организационные механизмы влияния? Понятнее и правильнее, на мой взгляд, было бы получать задание из регионального министерства, т.е. муниципальное задание должно стать государственным. По сути, фонд качества образования, средства которого ежегодно распределяются в Калининградской области, формирует такой понятный тип отношений. Если провести аналогию с НСОТ в школе, то разные институты формируют требование к выполнению функционала, за который начисляется базовая часть оплаты труда, и правила игры для начисления стимулирующих выплат.

Задание школы учредителю
Но, может быть, оставить все-таки муниципальное задание? Только формулировать его будет школа к учредителю (по содержанию и обслуживанию здания). Ведь это по всем правовым нормам его зона ответственности. Об этом не всегда вспоминают во время так называемой приемки школы. Подготовка школы к этому испытанию – почти всегда личный подвиг (трудовой и финансовый) многих директоров и учителей.
В заключение хотел бы рассказать одну реальную историю, вполне годящуюся на роль притчи. Как-то раз, много лет назад, делегация нашего района побывала с дружественным визитом в соседней Литве. В одной из школ завязалась дискуссия по разным вопросам образования. Среди задаваемых коллегам вопросов один вызвал непонимание и недоумение. Мы спросили: «Когда у вас принимают школу к новому учебному году?». Переспрашивали и по-русски, и по-английски. Но потом стало ясно, почему нас не понимали: «Что?! У нас принимать школу? Это я, уходя в конце учебного года в отпуск, формирую задание по ремонту и принимаю у своего учредителя школу, готовую к новому учебному году!».
После новогодних праздников как-то хочется помечтать. Может быть, пройдут многие годы, и в России директор школы перестанет быть «главным завхозом» и станет заниматься только непосредственно образованием? Увы, для нас это только мечты. А пока через три дня – годовой отчет по выполнению муниципального задания…
Алексей Голубицкий,
директор МБОУ СОШ «Школа будущего», п. Большое Исаково,
Калининградская область