?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Как кнут сделать пряником
eurekanext
Пустошкина_ЖЖ

Количественные показатели преобладают над качественными
Мне очень нравится читать наши законы, когда они только начинают вступать в действие. Их можно толковать, как хочется. Вот и 83-ФЗ не стал исключением. Как написано про муниципальное задание! И главное, сказано, зачем оно нужно: для установления прямой зависимости объема финансового обеспечения выполнения задания от результатов деятельности образовательных организаций.
По замыслу авторов 83-ФЗ, муниципальное задание – это ключевой управленческий и мотивирующий инструмент органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя, и основа для финансового обеспечения деятельности образовательных организаций.
Отчет об исполнении задания является главным документом взаимодействия между учредителем и учреждением, так как анализ данных отчетов может стать основанием к принятию учредителем управленческих решений в отношении учреждения – таких, как, например, решение о продолжении деятельности учреждения в существующей организационно-правовой форме или об изменении типа учреждения, или его реорганизации.
И еще в связи с тем, что субсидия предоставляется бюджетному и автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения задания, сформированного на основании натуральных показателей, у учредителя должны появляться новые инструменты и направления контроля, ориентированные на результат деятельности подведомственных учреждений. Это написано в законе.
А на практике мы видим следующее. Объем финансового обеспечения выполнения задания по большому счету напрямую зависит только от одного показателя – от количества обучающихся или воспитанников в образовательной организации, которые должны освоить образовательную программу соответствующего уровня не менее чем на 98%. Нет разницы между учреждением повышенного уровня и обычной школой, и даже между школой и детским садом, то есть результаты деятельности сводятся к количественным, а не качественным показателям.
В модельной методике рекомендуется использовать измеряемые показатели качества услуг. Скопировав из нее показатели качества услуги, мы обеднили свое муниципальное задание. В наших муниципальных заданиях (Ворошиловский район г. Ростова-на-Дону) есть показатели укомплектованности кадрами, охвата детей горячим питанием, отсутствия обоснованных жалоб воспитанников и их родителей на действия работников организации. И, к сожалению, нет ни слова о том, что внедряются государственные образовательные стандарты, нет показателя, отражающего качество этой работы. Для того чтобы появился такой показатель, нам нужно говорить не просто о результатах образовательной деятельности, а о разных уровнях этих результатов: например, о минимальном, среднем, максимальном...
С 1 сентября мы работаем по новому Закону «Об образовании в РФ», в котором одной из важных я считаю статью 15 о сетевой форме реализации образовательных программ общеобразовательных организаций. С нового финансового года в наших муниципальных заданиях появился этот показатель. Это хорошо, но осталось в тени еще много других, характеризующих деятельность образовательной организации. Например, не отражены: семейное образование, самообразование, реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, инклюзивное образование.
Сегодня муниципальное задание – это кнут. Как сделать его пряником?

Что необходимо изменить?
Положениями Федерального закона созданы условия для повышения эффективности бюджетных расходов, направляемых на финансовое обеспечение услуг. Это достигается путем создания стимулов для учреждений к сокращению внутренних издержек.
Задание – это ключевой управленческий и мотивирующий инструмент органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя (далее – учредитель), и основа для финансового обеспечения деятельности учреждений. Объем задания становится переменной величиной и зависит не от исторически сложившихся объемов сметного финансирования, а от планируемых результатов деятельности учреждений, качества оказываемых ими услуг (выполнения работ) и иных факторов по решению учредителя.
Важнейшей задачей учредителя в отношении подведомственных учреждений является формирование и доведение задания, а также соответствующее финансовое обеспечение его выполнения в форме субсидии.
В связи с тем, что субсидия предоставляется бюджетному и автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения задания, сформированного на основании натуральных показателей, у учредителя должны появляться новые инструменты и направления контроля, ориентированные на результат деятельности подведомственных учреждений.
Отчет об исполнении задания, а также отчет о результатах деятельности учреждения и использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества являются ключевыми документами взаимодействия между учредителем и учреждением, так как анализ данных отчетов может стать основанием к принятию учредителем управленческих решений в отношении учреждения. Например, это может быть решение о продолжении деятельности учреждения в существующей организационно-правовой форме (типе) или об изменении типа учреждения или его реорганизации.
Так, повышение доли доходов от приносящей доход деятельности в бюджете учреждения может быть основанием для рассмотрения вопроса о переводе учреждения в автономное, а наличие просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, может стать основанием для расторжения трудового договора с руководителем бюджетного учреждения (часть 27 статьи 30 Федерального закона) или поводом для перевода учреждения в казенное.
Таким образом, в рамках формирования Перечня услуг, оказываемых образовательными учреждениями в соответствии с их типами и видами, должны быть отнесены следующие услуги:
– реализация образовательных программ дошкольного образования;
– реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
– реализация общеобразовательных программ дошкольного образования;
– содержание и воспитание обучающихся.
При формировании показателей качества государственных (муниципальных) услуг следует учитывать также тип и вид образовательного учреждения. Показатели качества оказания государственной услуги могут быть рассмотрены как общие, так и специальные.
К общим показателям качества предоставления государственной услуги по обучению, воспитанию и содержанию в образовательных учреждениях, независимо от их типа и вида, могут быть отнесены:
– укомплектованность кадрами;
– наличие качественного педагогического состава;
– доля педагогического состава, повысившего квалификацию;
– наличие оснащенной библиотеки (методического кабинета) образовательного учреждения;
– наличие в образовательном учреждении общей (единой) системы оценки индивидуальных образовательных результатов, обоснованное использование разных оценочных шкал, процедур, форм оценки и их соотношение;
– наличие свободного доступа к ресурсам сети интернет;
– охват детей горячим питанием;
– материально-техническое обеспечение;
– применение и использование различных методик и технологий обучения (в том числе и инновационных);
– отсутствие обоснованных жалоб обучающихся (воспитанников) и их родителей (законных представителей) на действия работников учреждения;
– уровень освоения обучающимися основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
– полноту реализации указанных программ;
– уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образования;
– привлечение родителей к управлению образовательным учреждением.
К специальным показателям качества могут быть отнесены:
а) для образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования: качество присмотра и ухода за детьми, обеспечение их безопасности, сохранения и укрепления физического и психического здоровья; создание условий для различных видов деятельности детей – физической, познавательно-речевой, художественно-речевой, – совместной со взрослым или самостоятельной, обеспечение социально-личностного развития каждого ребенка, укомплектованность кадрами, в том числе наличие логопеда и психолога, удовлетворенность родителей качеством образования, посещение детьми групп полного пребывания, соблюдение рациона питания, заболеваемость;
б) для образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, – качество знаний (ГИА, ЕГЭ, промежуточная аттестация, результаты плановых и внеплановых проверок в рамках контроля качества подготовки), наличие органа самоуправления, количество детей, участвующих в кружках, секциях, в различных конкурсах, смотрах и фестивалях в рамках реализации программ дополнительного образования;
в) для образовательных учреждений, реализующих услугу по содержанию и воспитанию (детские сады, кадетские школы, школы-интернаты и др.), – количество детей, участвующих в кружках, секциях; наличие детских объединений (организаций); наличие органа самоуправления;
г) создание современных условий обучения.
В качестве показателя объема (содержания государственной услуги) возможно рассматривать количество обучающихся (воспитанников) общеобразовательных учреждений, количество детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, а также количество детей, посещающих кружки и секции в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы дополнительного образования, доля обучающихся в современных условиях.
И почему бы не принять во внимание, что важно не только ходить в школу или детский сад, но еще и осваивать там соответствующую образовательную программу?
Анна Пустошкина,
начальник управления образованием Ворошиловского района,
г. Ростов-на-Дону


Без стимула и конкуренции
Озерова_ЖЖ

С 1 января 2009 года Бюджетным кодексом РФ (ст. 69.2) введено планирование бюджетных ассигнований на основе задания учредителя. Государственное (муниципальное) задание – это документ, устанавливающий требования к составу, качеству, объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) (ст. 6 БК РФ).

По сути, муниципальное задание призвано формировать отношения между учреждением, предоставляющим услугу, потребителем (или заказчиком) и муниципалитетом, т.е. собственником имущества и распорядителем бюджетных средств. Кроме того, поскольку задание является публичным документом, оно также выполняет функцию информирования потенциальных и фактических потребителей услуг об объеме и качестве оказываемой услуги на бесплатной основе за счет средств соответствующего бюджета.
Казалось бы, достаточно четко, детально и оптимально прописать это задание, и качество предоставляемой услуги обеспечено, эффективность использования бюджетных средств налицо, потребитель услуги удовлетворен. Но на самом деле все почему-то не так.
Разработка муниципального задания и последующие отчеты учредителю в тот период, когда наша школа имела статус бюджетного учреждения, для нас прошли незаметно, это считалось дополнительной головной болью завуча. В статусе автономного учреждения, пережившего стресс реорганизации и открытия дошкольной ступени, мы вынуждены очень рационально взвешивать ресурсы, рассчитывать затраты, планировать расходы. При этом муниципальное задание никаких изменений не претерпело. Сам документ по-прежнему не нацелен на мотивацию к эффективному использованию бюджетных средств и повышению качества образования. В нем не учитывается ресурс разных образовательных организаций, особенности программ, наличие программ дополнительного образования, групп продленного дня и, что особенно важно, реализация ФГОС.
Ключевым критерием остается количество обучающихся. С ним связаны «удельный вес обучающихся, освоивших программу ступени», «обеспеченность обучающихся учебниками», «охват школьников сбалансированным горячим питанием». Очень формальный показатель удовлетворенности потребителей качеством предоставленной услуги, так как он основан на отсутствии или наличии письменных обращений в различные инстанции. Критерий «количество обучающихся, приходящихся на один компьютер», становится все менее актуальным. О качественном составе педагогических кадров говорит только «удельный вес педагогических работников, имеющих высшее образование».
В ходе работы семинара по реализации направлений «дорожных карт» в субъектах Российской Федерации в Ростове-на-Дону в сентябре 2013 года руководители образовательных учреждений Ворошиловского района попытались детализировать услуги и разработать критерии оценки каждой из них. В определенной степени руководители сейчас готовы сами себе разработать такое задание, чтобы оно стало эффективным инструментом управления ресурсом.
На примере проекта муниципального задания для МАОУ СОШ «Эврика-Развитие» имени М.В. Нагибина города Ростова-на-Дону на 2014 год можно рассмотреть эти предложения.
В том виде, в котором существует сейчас муниципальное задание, оно не закладывает конкурентные начала в деятельности школ и не стимулирует к повышению качества.
Татьяна Озерова,
директор МАОУ СОШ «Эврика-Развитие» имени М.В. Нагибина,
г. Ростов-на-Дону