?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Финансировать «по душам» или по качеству?
eurekanext
клаячко_ЖЖ

– В этом году вступил в действие новый Закон «Об образовании в РФ». Несмотря на то, что закон несовершенен и требует внесения изменений, это важный этап в развитии системы образования, поскольку он определяет развитие всех ее уровней.
Так, согласно новому закону, дошкольное образование стало уровнем общего образования, впервые разработан ФГОС для дошкольников. С одной стороны, это хорошо, с другой – есть опасения, что он приведет к окостенению, замораживанию системы дошкольного образования, так как регулярно править стандарты мы не будем, а мир развивается быстро. И в какой-то момент стандарт может стать препятствием на пути модернизации этой сферы. Кроме того, непонятно, как будет определяться, соответствуют ли стандарту дети, которые не посещают ДОУ.
Тем не менее само внимание к системе дошкольного образования можно оценить весьма позитивно. А дальше можно обсуждать меры, которые необходимо предпринять для того, чтобы этот уровень образования развивался в соответствии с запросами современного общества.
Теперь о школе. Важно то, что общество осознало, что уже разработаны стандарты для всех ступеней общего образования, в том числе и для старших классов, и что ввести его можно и раньше 2020 года.
Профессиональное образование. Теперь, в соответствии с нормами закона, программы начального профобразования будут интегрированы в учреждения СПО, т.е. мы получаем нормальную систему невузовского профессионального образования: «начальное профобразование» в современном мире звучит как-то странно.
Считаю важным, что благодаря закону стало уделяться больше внимания дополнительному образованию детей (кружки, секции, клубы по интересам) и взрослых (курсы повышения квалификации и переподготовки). Таким образом, начинает выстраиваться интересная и довольно современная система непрерывного образования, и это позитивный факт.
В высшем образовании определены вузы-лидеры, перед которыми стоит задача войти в топ-100 международных рейтингов университетов. Посмотрим теперь, как они справятся и что это даст системе высшего образования в целом.
Экономика. Начали вводиться нормативы затрат в расчете на одного потребителя образовательной услуги по всем уровням системы образования, и здесь возникает ряд проблем. Следует ли считать главным критерием только количество учащихся (чем больше «душ», тем выше финансирование) или надо финансировать, например, вузы в зависимости от качества подготовки специалистов?
Сейчас вновь встают вопросы, которые вроде были уже решены, как-то:
– правильно ли, что в каждом регионе устанавливаются свои нормативы подушевого финансирования, несмотря на то что стандарт единый для всей страны, и требования, предъявляемые к педагогам и ученикам, тоже одинаковые?
– эффективно ли требование, чтобы стоимость обучения в государственном вузе была не ниже норматива бюджетного финансирования, что приведет к неизбежному росту цен на образовательные услуги?
На эти и другие вопросы нам предстоит искать ответы в следующем году.
Татьяна Клячко,
директор Центра экономики непрерывного образования
Академии народного хозяйства при правительстве Российской Федерации


«Окультурить» рейтингование
Болотов_ЖЖ

Самые важные события – это принятие Закона «Об образовании в РФ» и разработка методических рекомендаций Минобрнауки по независимой оценке качества образования. В следующем году нам предстоит «окультурить» практику рейтингования согласно тем правилам, которые существуют во всем цивилизованном мире. Сейчас группа специалистов совместно с Общественной палатой работают в этом направлении.
Виктор Болотов,
вице-президент Российской академии образования


Я бы в каждой районной библиотеке организовал рабочие места для написания сочинений
Рачевский2_ЖЖ

Во-первых, главным является вступление в силу Закона «Об образовании в РФ», который даровал пока еще не осознанную народом степень свободы для организации обучения.
Во-вторых, согласно статистике, для большинства семей в этом году образование стало приоритетом. Это означает, что уменьшилось число семей, главным интересом которых является потребление алкоголя. Потому что когда человек трезвеет, он начинает сразу же думать про учебу.
В-третьих, дошкольное образование стало уровнем общего.
В-четвертых, профстандарт педагогической деятельности. Целой группой экспертов высказывалась позиция, что он недоступен большей части учителей. Но я надеюсь, что он даст возможность молодым талантливым выпускникам вузов прийти в школу. И, конечно, профстандарт должен стать стимулом для «смены вех» в педагогическом образовании.
Что касается резонансного предложения президента о введении сочинения, то я считаю, что не следует вводить его в формате ЕГЭ с целью выявления возможностей для поступления в вуз. Это должно быть итоговое испытание с целью получения аттестата зрелости. Если тебе 17 лет, изволь продемонстрировать зрелость – мысли, суждений, знаний о мировой культуре, показать свою способность к письменной коммуникации. Я бы в каждой районной библиотеке организовал рабочие места для написания сочинений.
Ефим Рачевский,
директор Центра образования «Царицыно» № 548 г. Москвы,
народный учитель России, член Общественной палаты РФ