?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Брызги и осколки, или У кого что болит
eurekanext
Гончар2_ЖЖ
Они летят, они летят...
****
...я одно из твоих окон...

Е. Гришковец & «Бигуди» (из прошлого)

...Вот только не претендую на системность. Гляжу-то на образование в основном через бойницу (а хочется сказать: глазницу) фейсбук-группы возле газеты «Вести образования». К концу года состав группы перевалил за тысячу участников. Невероятно! Совсем недавно – кажется, не прошло и года – нас, помню, стало 300, и это меня очень впечатлило. Самое замечательное в продолжающемся пополнении – то, что в основном люди приходят сами. Лишь несколько человек пригласила в этом году в группу: только тех, кого позвала бы в нее с самого начала, встреть я их тогда. Но чтобы не перерадоваться, получила отрезвляющий душ, попросив участников ответить: что для вас группа? И хотя отклики были теплыми, их оказалось по-ледяному мало – примерно от 1,5% участников. Что есть группа для еще 98,5%?.. Остается надеяться, что некоторые из них узнали себя в ответах первых 1,5%. Среди ответов: группа позволяет держать руку на пульсе образовательных событий. Для меня же группа – скорее пульс в руке. В виске. Даже не «детище», а – вживлена.
Что еще радует: «постит» в группу немало людей! Спасибо большое! В результате затрагиваются темы, интересные многим и разным. И особенно для меня ценное: тем самым действительно вытаскиваются на свет, обсуждаются, поддерживаются и, смею надеяться, развиваются реальные образовательные практики. Поднимаемые вопросы, даже когда обсуждения уходят в теоретическую плоскость, все же связаны с жизнью. Коллеги отмечают, что получают возможность смотреть на болевые точки глубже и с разных сторон. У каждого «болит» свое. Если пока и не разрешить проблему – так хоть обострить, продвинуться, выйти с новым багажом и новыми намерениями в реал, а позднее вернуться к ней снова, для нащупывания следующего шага.
В значительной мере нам удалось избежать перехода на личности – «коммуналки», захлопывающей обсуждения проблем. Мы не полностью от нее свободны, к сожалению. Но все же главное место тут – для прямого и предельного профессионального разговора.

До нирваны далеко
Один из самых острых вопросов, вновь и вновь поднимаемый в группе: как жить без «минимума содержания». Правда, несмотря на еще в 2007 году законодательно закрепленную новую структуру школьных стандартов и уже массовое их внедрение в 2010-х, для многих вопрос стоит не так. И даже не: «жить или не жить». Скорее: «откуда взять» или «как вернуть». Движение по кругам этой сансары далеко от просветления. И пока не будет понимания, «как жить», так и будут продолжаться нападки и на структуру стандартов, и на школьное «биоразнообразие», попытки не совершенствовать новые стандарты, не продвигаться к декларированным в них целям, а – реваншировать старый.

Лучше хоть какая-то политика, чем никакой? Не уверена
Продвижению в сторону новых подходов могла бы и в первую очередь должна была бы служить открытая публичная проектная работа над контрольно-измерительными материалами итоговой аттестации. Мне кажется, это ключевое, что надо делать с ЕГЭ как острым инструментом инсталляции новых стандартов. Под эгидой Рособрнадзора и Минобрнауки, с вовлечением как можно большего числа неравнодушных педагогов и профсообществ, с формулированием и озвучиванием ориентиров и основных вех проектируемых изменений, с использованием краудсорсинга, сочетанием активных проектных и интерактивных сетевых технологий. Ведь сколько ни спорят о ЕГЭ, никто не спорит с тем, что «что спрашивают, тому и учат». Пусть и не спешить с внесением поправок, но – обозначить перспективы, всерьез искать нетривиальные, стратегичные решения. Пока же движения в эту, вдыхающую смысл в работу педагогов, сторону не видно и не слышно.
По-моему, уходящий год для ЕГЭ особенно драматичен, даже трагичен. Даже дважды трагичен. Первые полгода главнокомандующего у ЕГЭ не было вообще. Наверное, только ленивый не написал о том, что кампания ЕГЭ-2013 была провалена как никогда. Вероломный откат на десяток лет назад. Вторые полгода в моем представлении еще хуже. Новый главнокомандующий ведет войну с собственными войсками. С нее начал, только на ней и сосредоточен. Тысячи добросовестных квалифицированных людей, их самоотверженная работа, их опыт не замечены и даже отвергнуты. Ну хорошо, найдены конкретные дырки утечек – работайте же с ними адресно в штатном режиме. Но не напалмом же! А самое главное, смыслообразующее, по мнению яростно и азартно уничтожающего свои войска, видимо, подождет. Будто не оно – главная движущая сила всей системы необходимых изменений. В общем, мой прогноз на ЕГЭ-2014 – неутешительный. Далее – возрастает риск – везде.

Откат (назад), еще откат
Обмануть меня? И в чем!
Мачеха Мертвой царевны

Каждый неленивый непременно упомянет и новый российский закон об образовании. По-моему, это тоже драматическая тема уходящего года. Не из-за вступления закона в силу, а из-за его «раскупоривания» уже через пару месяцев после начала действия. И чем! Вовсе не для улучшения, оттачивания его положений на основе правоприменительной практики, а для популистского и мстительного самопиара, с отказом от проработанных и выстроенных в систему новых норм. Причем вовсе без реальной заботы о людях в трудных жизненных ситуациях, каковая цинично поднята на флаг изменщиками. Это сигнал: ящик Пандоры открыт, сейчас обрушится вал бесконечных бессистемных изменений в закон. И тогда смысл его принятия, всех усилий по его созданию сведется к нулю, а то и уйдет в минус. Самое для меня существенное в этой раскупорке – обман. В пояснительной записке к проекту изменений – речь только о том, как якобы ущемили вступившим в силу новым законом права сирот. И ни слова ни о том, что сиротам этим законом уже предоставлена гораздо более действенная и с пролонгированным эффектом помощь, которой ранее они не имели. Ни о том, что впихивание в установленную квоту дополнительной немаленькой категории снижает предоставленные законом гарантии другим категориям граждан, уже включенным в эту квоту...

Он уважать себя – заставил?
Еще один предельный вопрос, витающий в последнее время не только в группе, но вновь и вновь обостряемый в ней: «Разговаривать ли с властью». Разделение позиций здесь несколько коррелирует с самоопределением участников: вкладывать ли себя в изменение системы. (Жаль, пришлось удалить один показательный диалог на эту тему: он был так резок, что стороны не услышали друг друга. Но я его храню для истории:)). Считаю, что «свято место пусто не бывает» и «власть не дают – власть берут».
Свежее обострение связано с недавним заседанием Общественного совета Минобрнауки, на котором обсуждалось президентское поручение о реинкарнации выпускного сочинения. Для меня это заседание стало признаком и ожиданием улучшения ситуации в образовательной политике. Надеждой на то, что удастся преодолеть снежный ком несистемных внешних инициатив.
Чтобы результативно «разговаривать с властью», надо иметь сильную, жизненную, обоснованную, всесторонне продуманную позицию. А для ее формирования необходима не фиктивная, широкая общественно-профессиональная дискуссия по решаемому вопросу. Плюс талантливые квалифицированные разумные неравнодушные ее организаторы и «сборщики» результатов. Вызывает уважение ответственная готовность людей в Совете взяться за проведение такой дискуссии и идти с ее результатами до конца. Думаю, свою роль здесь начал играть и иной, чем раньше, – публичный – способ формирования состава Совета.
Хотя, например, работа по формированию профстандарта, к которой Совет на конечных этапах тоже подключился, была, считаю, неуспешна. Но дело тут, наверное, не только в Совете. Более активную вдохновляющую и общественный-диалог-организующую роль должны играть ведомства. В том числе – через совершенствование госзаданий, конкурсных заданий в рамках целевых и ведомственных программ: больше внимания описанию не только желаемого конечного результата, но и технологий его получения. Например, чтобы разработчиками профстандартов полноценно были выполнены методические рекомендации Минтруда по их публичной разработке. И не пришлось бы тогда начинать с хорошей миной махать кулаками после их принятия.
Или чтобы проект разрабатывавшейся концепции математического образования не был неприметно спрятан где-то в глубинах сайта сети творческих учителей даже от самих творческих учителей (где еще вам удавалось ее найти, например, осенью?), а без ложной скромности был вывешен на обсуждение на всех ведущих образовательных сайтах и в соцсетях. Чтобы материалы в СМИ о проекте концепции появлялись не только после, но и задолго до ее принятия. Чтобы всерьез приняли участие в разработке и обсуждении концепции все педагоги-математики и сочувствующие. Чтобы каждое вносимое в нее положение было итогом широкого общественно-профессионального и экспертного проектирования и обсуждения. Если уж вообще ее разрабатывать. Например.

*  *  *
...Неленивый упомянет еще немало важных вещей, весь год открытых для обсуждения в нашей фейсбук-группе. Приходите. С Новым годом! Со старыми болевыми точками...
Мария Гончар