?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
От критики к обсуждению
eurekanext
галина ковалева_ЖЖ

В прошедшем году хотелось бы выделить следующие события и тенденции.
Внедрение Закона об образовании в РФ. Закон закрепил важные позиции в области образовательных стандартов и управления качеством образования. Министерство образования и науки, а также Рособрнадзор наконец-то начали работу по реализации задач, связанных с мониторингом системы образования. Появилась надежда на создание в России национальной системы оценки и мониторинга качества образования. 30 октября в Саратове был проведен всероссийский семинар по вопросам формирования общероссийской системы оценки качества образования, на котором обсуждались конкретные вопросы о проведении мониторинга качества образования в начальной и основной школе в 2014–2015 годах.
Пока много вопросов в связи с созданием системы независимой оценки качества образования. Но это естественное состояние в начале пути. Главное – наличие законодательных инициатив, поддерживающих стремление общества, профессионалов, экспертов, а также всех заинтересованных лиц в повышении качества образования, в открытом консолидированном управлении качеством образования страны.
Инновационные процессы в ЕГЭ. Проблемы, связанные с ЕГЭ, вряд ли удастся решить в ближайшее время. Для решения некоторых, например, проведения честных экзаменов, требуется длительное время. Некоторые проблемы так и останутся: например, ориентация в обучении на то, что проверяется на экзамене, т.к. они присущи любому экзамену в любой стране, независимо от того, как и где он проводится. Важно, что ЕГЭ меняется и что в будущем он будет больше соответствовать запросам общества.
PISA-2012. В конце года были обнародованы результаты последнего цикла исследования PISA, проводившегося в 65 странах в 2012 году. В результатах российских 15-летних учащихся проявилась положительная динамика по всем направлениям функциональной грамотности (математической, читательской и естественно-научной). Результаты исследования PISA еще раз подтвердили необходимость введения образовательных стандартов второго поколения, ориентированных на новые образовательные результаты, включающие формирование умения осознанно учиться, а также активно использовать полученные знания в различных учебных и внеучебных ситуациях.
Усиление мотивации учителей к повышению своей квалификации. В последнее время меняется настрой учительской аудитории на семинарах, связанных с введением ФГОС. От критики, иногда недоброжелательной, аудитория переходит к обсуждению конкретных вопросов: как учить класс, выстраивая индивидуальные траектории; как показать ученику границу его знаний и мотивировать его на получение новых знаний; как вовлечь в учебный процесс всех учащихся, отличающихся друг от друга, сильных и слабых, мальчиков и девочек, уверенных в себе и тревожных; как сформировать у учащихся веру в свои силы и возможности.
Галина Ковалева,
координатор международных исследований в России,
заведующая Отделом оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО


13-й несчастливый
Кушнир1_ЖЖ
Прошел солнцеворот, близится всенародный праздник, каникулярная неделя, начинающие новый цикл жизни. Самое время рефлексировать по поводу прошедшего.

Опрос в Фейсбуке наглядно показал, что особых достижений в образовании 2013 год не принес. Даже повышение зарплаты учителей набрало считанные голоса. На удивление, больше всего собрал пункт о введении нового Закона «Об образовании в РФ». Я это отношу к тому, что многие голосовавшие приложили массу усилий к его созданию. Закон изначально был совсем неплохой, просто за 20 лет накопилось несколько новых проблем и их частично устранили, что уже неплохо. Кое-что удалось в нем провести полезного. Но, по большому счету, гораздо больше в законе осталось неучтенного и недоделанного. Да, и сама идея собрать «все в одном» оказалась, на мой взгляд, порочной – закон получился совершенно неподъемный, а все равно «все в одном» не вышло, т.к. сфера слишком обширная. Превышение полномочий органов управления носит массовый характер. Таким образом, даже те позитивные достижения, на которые ссылаются разработчики закона, не получают развития и тонут в практике будней. Повышение зарплат сопровождается массовыми манипуляциями ради показателей, доказывая закон Кемпбелла, и тонет в потоке бумаг. Обещания Ливанова по снижению бюрократической нагрузки пока не получили подтверждения снизу. Скорее наоборот. Про ИТ в образовании плакать здесь не буду – мой блог и так превратился в течение года в полноводную реку слез по этим поводам. Но больше всего меня огорчает нарастающая тенденция регламентации всего и вся в духе советских времен: форма, единые учебники, ограничения интернета и др. Самое возмутительное – беззащитность директоров. Даже при наличии достижений и известности. Вижу ли я что-то позитивное в образовании? Как ни странно, да. Но лежит этот позитив вне нормативных актов и внятной фактологии. Может, мне так хочется, но складывается ощущение, что все больше людей в образовании начинают осознавать необходимость кардинального пересмотра всей системы образования, начиная с внятных целей и управляющих ими заказчиков. Как мне показалось, заметно снизилась примитивно-уничижительная риторика в отношении проводимых реформ с явно артикулируемым стремлением обратно в советскую школу. Меня порадовала осознанно-траурная тональность обсуждения предыдущей модели развития образования идеологов последнего этапа преобразований в ВШЭ. Ряд сильных самокритичных статей Александра Адамского в отношении поддерживаемых ранее направлений модернизации, мониторингов. Чаще стали попадаться размышления об иных подходах к образованию. Радует беспокойство вузов своими перспективами в свете развития технологий массового интернет-обучения MOOC. Правда, тренинги в вузах показывают, что беспокойство проявляют только те вузы, которые «в теме». Остальные, похоже, «в танке». Возможно, именно с вузов и стоит начинать революцию в системе образования, т.к. именно в профобразовании наиболее внятная мотивация и именно вузы являются для большинства выпускников школ ценностным ориентиром общего образования. Так что главным позитивом я вижу рост заинтересованности общества в качественном образовании и доли его членов, готовых обсуждать новые подходы к организации новой системы. Желаю всем нам в новом году появления силуэта нового образования!
Михаил Кушнир,
советник в Лига образования и Тренер в APD Russia