?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Сделка с директором
eurekanext
Селюков!_ЖЖ

Понятие «эффективного контракта» было введено ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым в начале 2000-х. На практике первым шагом к нему стал переход на новые системы оплаты труда. Эффективный контракт предполагает четкую регламентацию всех видов деятельности школьного работника – и педагога, и руководителя образовательного учреждения, и любого другого. Он позволяет образовательному учреждению четко обозначить свои приоритеты и в зависимости от того, как работники им следуют, платить одним больше, а другим – меньше.
В чем здесь принципиальное отличие от новых систем оплаты труда? В том, что эффективный контракт дает ответ на вопрос, что делать с теми, кто недостаточно вкладывается в работу, не выполняет свои обязанности. А новая система оплаты труда предполагает просто поощрение достижения некоторых специфических результатов. Мы знаем, что средняя зарплата педагога должна соответствовать средней по экономике региона. В то же время понятно, что такой она будет не у всех. У кого-то, кто вкладывается в работу больше, она будет выше, а у кого-то – ниже. Эффективный контракт должен позволить каждому работнику понимать, почему ему платят больше или меньше и что нужно делать для того, чтобы добиться повышения результата.
Однако с переходом на эффективный контракт есть несколько сложностей. Одна из них состоит в том, что оплата труда при такой регламентации становится по сути сдельной. Я в этом не вижу большой проблемы, но многим директорам это почему-то не нравится. Далее – возникает вопрос: а вот, скажем, подготовка детей к олимпиадам – это часть «эффективной работы» или нет? Вообще говоря, не совсем, потому что услуга по подготовке к олимпиадам оказывается одному ребенку или нескольким, а право на хорошее образование имеют все. Вот разные виды урочной и внеурочной деятельности – это все части услуги по получению качественного образования, соответствующего ФГОСам.
Кроме того, есть еще одна проблема. В течение года могут появиться новые виды деятельности. Если у нас все перешли на эффективный контракт, их нужно будет оплачивать работникам отдельно. Значит, нужно как-то очень гибко расходовать средства – для того чтобы можно было тут же назначить исполнителей и сказать, сколько им заплатят за новую работу. Но тут вполне возможны различные схемы. Некоторые применялись в Калининграде. Есть вариант, созданный в Тюмени. Там педагог берет на себя некие повышенные обязательства, и ему на это выделяются определенные повышенные средства. Правда, у такого решения есть одна проблема: а если он обязательства не выполнит? Тогда, получается, средства были потрачены неэффективно. Что делать? Или: педагог систематически не выполняет взятых на себя обязательств, что с ним делать – уволить? По логике эффективного контракта – да. Но если смотреть с точки зрения Трудового кодекса, то мы увидим, что педагога уволить очень тяжело. Все эти сложности еще предстоит разрешить.
Роман Селюков,
заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика»