?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Интересная жизнь
eurekanext
Поверят ли мне сегодняшние школьники, если я скажу, что когда-то давным-давно я с удовольствием ходила в школу? 

Ну кому нравится вставать рано утром, высиживать все без исключения уроки по расписанию, а вечером, а не на перемене впопыхах, делать домашнее задание на следующий день? Ведь куда лучше поваляться дома, притворившись самым больным человеком в мире. Достаточно потереть градусник об ковер, и температура тела мгновенно подскочит до 38, а то и до 40 – какая нормальная мать отправит в школу, когда у ребенка жар?.. Или прогулять последний урок, чтобы покататься на ледяной горке – все равно, если и узнают родители, то только на родительском собрании. А пока – «мы маленькие дети, нам хочется гулять!»

Или говорить дома, что ничего не задали, а на следующий день принести жирную «двойку» в дневнике. А когда папа спросит, за что, объяснить, что это «двойка» по поведению, а значит, ни за что.
Эх, а мне в первые восемь лет (хотя это уже больше половины «школьных год чудесных») реально было в кайф учиться.
И я старалась. Не для папы и мамы, а для себя.
Мне было интересно получать хорошие отметки.
Мне было интересно коллекционировать учительские подписи – в шестом классе за неделю я собрала в дневнике оценки с автографами в каждой графе, по каждому предмету. Но для чего-кого и зачем я ставила эти рекорды – не знаю.
Просто мне было интересно.
Мне были интересны новые учителя и новые предметы. Может быть, поэтому в седьмом классе я, гуманитарий, очень хорошо понимала химию. Мне просто хотелось ее понимать.
Мне легко давались задачи по алгебре, и я их щелкала как орешки. И учительница называла меня «палкой-выручалкой».
У меня была замечательная учительница по литературе, которая в рамках школьной программы чувствовала себя тесно. Поэтому на полях тетрадей у нас появлялись дополнительные списки литературы – «неформат» – эти книги не читали в других параллельных классах. Так я познакомилась с Юрием Тыняновым и Лионом Фейхтвангером. А моя мама однажды очень удивилась, увидев на шкафу «Декамерон» Джованни Боккаччо (вы бы видели ее глаза!): «Вам что, это задали в школе?» Ей показалось, что в 12 лет эту книгу рановато читать.
Мне интересно было придумывать сценки на уроках английского языка. Учительница лишь давала нам тему, дальше мы сами раскручивали сюжет, придумывали героев, костюмы, диалоги. Так появились двойники сериальных героев из «Санта-Барбары» и «Просто Марии».
Мне было легко учиться, потому что мне самой в первую очередь было интересно.
А сейчас на каждом шагу говорят, что учитель должен сделать так, чтобы ученику было интересно учиться. Обратите внимание: учитель должен. Значит, у самого ребенка не возникает мотивации к учебе. А раз не возникает, значит, требуется помощь учителя.
И вот это проблема. 
Как сделать так, чтобы ребенку самому, вне зависимости от учителей, было интересно учиться? Ну вот как мне когда-то было интересно в школе. 
И вообще, как сделать так, чтобы детям было интересно жить, как не растерять их любопытство?
Одна мама жаловалась – у нее сын в свои 11 лет прям на стенку лез, говорил, что ему жить скучно. И это притом что помимо школы он ходит в бассейн и театральную студию, а на выходных в качестве обязательной программы у них посещение музеев, выставок и театров. А ему скучно.
Так кто должен сделать так, чтобы ребенку было интересно жить?

Олеся Салунова


  • 1
Спасибо за статью. Только сегодня думала о проблеме, что дети не хотят учиться, а учителя обязаны их «зажигать». Но не все дети хотят «зажигаться». Даже во время курсов повышения квалификации я постоянно сталкивалась с тем, что после занятий, которые вели потрясающе умные и харизматичные педагоги, кто-то из взрослых слушателей ворчал и говорил о зря потраченном времени.
А на вопрос, кто должен сделать так, чтобы ребенку было интересно жить, ответа, наверное, не найти. Многие родители уже давно ничего никому не должны. А у тех родителей, которые пытаются что-то сделать, не всегда получается. А в школе учить интересу к жизни уже, может быть, поздно. Интересно, что по этому поводу думают психологи?

  • 1