Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Такого понятия нет
eurekanext
Башев_ЖЖ

В дорожной карте, которая утверждена правительством РФ, указано, что в дошкольном, общем и дополнительном образовании надо переходить на эффективный контракт. Но как такового понятия «эффективный контракт» нет. Да, определение введено и сейчас наполняется разными смыслами. Я могу только сказать, какой смысл вкладываю я.
Для меня эффективный контракт – это фактически всегда индивидуальная договоренность, или соглашение, между работодателем и работником, при котором две стороны остаются удовлетворены: работодатель получает требуемый результат за те деньги, которые он готов заплатить, а работник делает работу за те деньги, за которые он готов эту работу сделать.
Если говорить о новой системе оплаты труда, то она была просто обозначением иного типа оплаты труда в отличие от Единой тарифной сетки (ЕТС). Какие ключевые характеристики НСОТ? Какая-то стабильная, или базовая, часть оплаты труда и стимулирующая часть, которая стимулирует работника за результат, причем стимулирующая часть в некоторых регионах могла составлять до 50% от общего фонда оплаты труда.
С моей точки зрения, эффективный контракт должен опираться на идеи и принципиальные характеристики новой системы оплаты труда.
В новой системе оплаты труда у директора школы была возможность стимулировать хорошо работающего педагога при наличии объема ресурсов. Даже при тарифной системе всегда был надтарифный фонд. Другое дело, что он редко составлял 25%, то есть объем ресурсов, направляемых за качественную и дополнительную работу, был невелик. Кстати сказать, с переходом к эффективному контракту фонд оплаты труда не увеличивается…
Что такое качественно работающий учитель и за какой результат нужно его дополнительно стимулировать – это ключевой вопрос образования, который существовал при НСОТ и остается ключевым при эффективном контракте. Результат ведь, как правило, должен быть хорошо измеряем, чтобы не возникало вопросов, почему одному учителю заплатили, а другому – нет. В системе образования таких измеряемых результатов не так много. Это, например, ЕГЭ, участие учащихся в олимпиадах и конкурсах. А сейчас педагогу в основном доплачивается за качественный процесс. Например, сводил учителей детей в музей – это процесс. А какой будет от этого образовательный результат, мы не до конца понимаем.
Вячеслав Башев,
директор Центра региональной образовательной политики
Института образования НИУ ВШЭ


Рост зарплат не должен быть самоцелью
Ирина Абанкина_ЖЖ

«Дорожные карты» ставят целью повышение зарплат педагогов по всей стране. Во многих регионах, уже предпринявших серьезные усилия для увеличения уровня оплаты труда учителей, цифры учительских зарплат достигли больших величин. Например, в Калужской области учителя получают по 30 тыс. в месяц, что немало для этого субъекта Федерации. Таких же показателей зарплаты учителей уже достигли в Брянской области и некоторых других регионах Европейской России. Это имеет свои положительные эффекты. Резко возрос конкурс в педагогические вузы – в некоторых из них конкурс составляет 12–15 человек на место. Молодежь пошла в профессию, дающую высокий гарантированный заработок.
Однако простое повышение зарплат имеет и негативные последствия. Так, руководители некоторых регионов жалуются, что в сельской местности зарплата учителя так велика, что никто не хочет идти ни в бизнес, ни в сельское хозяйство. Это понятно: сельский учитель работает часов до 12 – учитывая, что школа в селах осталась в основном начальная, имеет льготы на оплату коммунальных платежей, да еще получает 30 тыс. Никто не захочет в таких условиях работать ни в какой другой отрасли. Получается, бездумное увеличение зарплат сельским учителям может негативным образом сказаться на экономике региона в целом. При этом нельзя сказать, что растет качество труда учителей. Как правило, это все те же люди, что работали в отрасли и раньше.
Молодежь пошла в педвузы, но это не значит, что она сможет найти себя в профессии. Массового выхода на пенсию пожилых учителей нет и не предвидится. В результате молодые люди приходят в коллективы, где большая часть людей – пенсионного возраста. Уже сейчас со стороны молодых учителей и студентов педвузов звучат жалобы на то, что они не находят места в коллективе, что им тяжело работать. Это неудивительно: им не хватает опыта. В школах очень много бумажной отчетности, и людям, которые еще не приноровились совмещать все виды деятельности педагога, просто физически тяжело. Получается, что многие регионы достаточно бездумно, на мой взгляд, вкладываются в не самые перспективные кадры и не самую перспективную отрасль. Наши исследования показывают, что молодежь стремится покинуть деревню. Но руководство некоторых субъектов Федерации продолжает тратить в этом направлении большие деньги, не очень заботясь о том, что получится в результате.
Мне кажется, при переходе на эффективный контракт стоит думать не только о том, сколько учителя будут получать, но и о том, что мы получим в результате. Нужно повышать не только зарплаты педагогов, но и качество образования. Очень любопытным представляется, например, опыт Пермского края. Руководство региона реализует программу «Мобильный учитель», когда городским лучшим педагогам дают машину, на которой они ездят на работу в сельскую местность. Это хороший выход для тех, кто не хочет переезжать в деревню, но готов работать в сельской школе. Таким образом увеличивается и конкуренция среди учителей – какие бы зарплаты в деревне ни платили, не все молодые люди захотят туда ехать, а так и тем, кто готов переезжать, придется равняться на лучших, на тех, кто приезжает туда из города только с целью работать.
Ирина Абанкина,
директор Института развития образования ВШЭ


Выделить эффективно работающих педагогов на уровне школы не составляет труда
Фрумин_ЖЖ

Новая система оплаты труда была ориентирована на сдельщину, а не на устойчивые характеристики работника. Эффективный контракт похож больше на систему квалификационных категорий, но только с большей разницей в зарплате между категориями, с более объективным пониманием, за что эти категории даются, и с более привлекательной зарплатой людей с высокой квалификацией.
Директору школы эффективный контракт позволяет выстроить такую систему отношений, при которых хорошо работающий учитель получает достойную зарплату.
Любой, кто сколько-нибудь проработал в школе, знает, что есть учителя, которые работают более и менее эффективно. Правда, это зависит от того, в каком классе, в какой школе. Но в целом всегда известно, кто из учителей умеет держать дисциплину, кто добивается хороших результатов. С моей точки зрения, ввести какие-то единые стандарты оценки на федеральном и на региональном уровнях очень непросто. А вот на уровне школы выделить эффективно работающих педагогов труда не составляет.
Исак Фрумин,
научный руководитель Института образования НИУ «ВШЭ»

?

Log in

No account? Create an account