?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Все зависит от учителя
eurekanext
хилтунен_ЖЖ

По общему финскому законодательству, зарплату учителя, как и любого другого профессионала, работодатель обговаривает лично с каждым поступающим на работу. В разных городах и в разных учреждениях (от детского сада до университета) она колеблется от 900 евро до 19 300 евро в месяц и во многом зависит от образования или степени учителя и его трудового стажа.
Средний заработок школьного учителя в Хельсинки составляет 3300 евро в месяц. В Эспоо (это богатая окраина Хельсинки) средний учитель получает от 3300 евро до 6400 евро в месяц. В Лахти средняя зарплата учителя – 2500 евро в месяц. Ректор средней школы (директор) получает примерно 6000 евро. Учитель средней школы отвечает прежде всего за исполнение учебного плана школы. Кроме того, он обязан проводить личные собеседования с родителями учеников и осуществлять контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий. Если он видит «страдающего» ученика, он обязан обратиться в организацию по защите прав детей. Финский учитель методы работы с учениками выбирает сам, но эти методы не должны противоречить общепринятым в конкретной школе (например, в Монтессори или Штайнеровских школах эти методы могут быть одни, а в обычных школах – другие).
Елена Хилтунен,
По информации финских интернет-сайтов


Фиксация обязательств
Зорькина_ЖЖ

Новые финансово-экономические механизмы в системе образования: нормативно-подушевое финансирование, новая система оплаты труда и как продолжение – эффективный контракт? Мне видится, что введение этого понятия в сферу образования позволяет продолжить работу по определению критериев качества работ и услуг, их стоимости, механизмов обеспечения качества.

В случае с руководителями ситуация вполне понятна, срочный контракт фиксирует обязательства руководителя – выполнение Г(М) задания, обеспечение определенного уровня средней заработной платы работников, другие необходимые работодателю показатели работы за определенное денежное вознаграждение. В случае с педагогическими работниками в условиях сложившейся практики бессрочных трудовых отношений ситуация сложнее, но логика также понятна – Г(М) задание распадается на определенные трудовые функции с определенными показателями количества и качества.
Обсуждение на семинаре «Эврики» с руководителями школ Калининградской области явно показало, что отношения между директором и учителем по принципу «что, сколько и как сделал, то получил» закрепились и регулируются школьными системами оплаты труда. Однако оплата стимулирующей (эффективной) части в большинстве случаев происходит по факту, при выполнении определенной работы и достижении результатов. К авансированию достижения результатов директора переходят осторожно и неохотно.
Также обозначилась необходимость пересмотра показателей не только стимулирующей части оплаты труда, в которую большинство сегодня включают оплату за достижения учащихся, но и показатели основной части оплаты труда должны сегодня обеспечивать применение внеурочных форм работы, работу в сети, индивидуализацию и пр.
Для организаций дополнительного образования детей основная задача сегодня – это охват детей при расширении спектра секций и кружков, достижение ребятами максимальных индивидуальных результатов, и за это надо платить в этой сфере. В системе повышения квалификации мы пока размышляем о возможности связать результативность работников с профессиональным развитием конкретного учителя и успешностью конкретной школы.
Очевидно, что взятые обязательства регионов по переходу на эффективный контракт работников сферы образования могут повлечь как недовольство и судебные иски, так и качественные изменения системы.
Лилия Зорькина,
ректор Калининградский областной институт развития образования