?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Эффективный при условии добровольности
eurekanext
Голубецкий_ЖЖ

Переход на эффективный контракт, как мне представляется, может стать стимулом для некоторых педагогических работников при соблюдении одного важного условия – добровольности. Ведь что такое «эффективный контракт»? На мой взгляд, вкратце – это когда руководитель и работник договариваются о том, что работнику обеспечивается определенный уровень зарплаты за объем работы определенного качества. От любых других договоренностей эффективный контракт в школе отличается тем, что работник берет на себя повышенные обязательства, а в обмен получает более высокую оплату своего труда.

На практике, скажем, в моей школе это выглядело следующим образом. Я сообщил педагогическому коллективу о новой возможности. Часть педагогов ею заинтересовалась. Мы обсудили с ними условия и пришли к решению об оплате, результатах и условиях, которые устраивали всех. После этого мы подписали дополнительное соглашение к трудовому договору о том, что за определенное повышение оплаты труда отдельный педагог или творческий коллектив берутся достичь тех или иных результатов. Соглашение можно заключить с одним учителем или с группой, которая возьмет на себя определенные обязательства. Дальше, если обязательства не выполняются, я могу не продлевать дополнительного соглашения с педагогом или группой. Однако основного трудового договора эти все новшества не касаются. Если эффективный контракт расторгнут, учитель просто продолжает работать по-старому, то есть по принятой у нас модели НСОТ. У нас зарплата учителя складывается из обязательной части (в основном оплата часов), специальной (проверка тетрадей и т.д.) + стимулирующей. Это не то, что человек получает по эффективному контракту, это отдельно.
Деньги на работу по эффективному контракту мы брали из средств, поступивших к нам после победы в конкурсе «Фонд качества» Калининградской области. Фонд, предназначенный на выплату стимулирующей части, мы не трогали.
В нашей школе эффективный контракт был заключен с 25–30% учителей, точно я не считал. Не могу сказать, что все прошло гладко. Кто-то брал на себя слишком маленькие обязательства, опасаясь неудачи. Кто-то, наоборот, переоценил свои силы и набрал слишком много. Можно сказать, что в результате введения эффективного контракта руководитель рискует деньгами, а учитель – своей репутацией. Однако в целом работа по этой системе мне понравилась. Я видел, как эффективный контракт заставляет учителей работать с полной отдачей, а не плыть по течению.
Несколько отдельная тема – это эффективный контракт между руководителем образовательного учреждения и муниципалитетом. Схема примерно такая же – директор школы берет на себя более высокие обязательства, а муниципалитет обеспечивает ему более высокую зарплату. Тоже хорошо работающий вариант. Однако все это возможно при одном условии – добровольности. Повышенные обязательства люди должны брать на себя по собственной инициативе.
Алексей Голубицкий,
директор «Школы будущего», п. Большое Исаково, Калининградская область


Возврата к классно-урочной системе не будет
Строчкова_ЖЖ

Недавно перед нашей школой встала задача внедрения ФГОСов начальной школы. Одним из важных элементов было внедрение информационной образовательной среды. Нам очень повезло: ИКТ нашей школы помогала создавать Елена Булин-Соколова. Однако встал вопрос – как научить учителей работать в информационной образовательной среде? Как их стимулировать к этому?
Мы создали для этого определенные условия. Прежде всего кадровые – с нашими педагогами работали тьюторы. Кроме того, мы перешли на новую систему оплаты труда, которая позволила нам стимулировать учителей к работе в рамках информационной образовательной среды материально. Мы создали четкие критерии, по которым нужно работать. Среди них – результаты, достигнутые детьми; проектная деятельность; работы детей, выполненные в рамках информационной образовательной среды
Результатами мы довольны. Учителя говорят: нам еще никогда не было так интересно работать. Никто не настаивает на том, чтобы учить в прежней классно-урочной парадигме.
Зинаида Строчкова,
директор прогимназии № 1779, г. Москва