?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
За хорошую школу – в тюрьму
eurekanext
Черемных3_ЖЖ

На днях на страницах «Русского репортера» был опубликован материал «5 хороших дел, за которые могут посадить». Создавать хорошую школу – в списке таких дел. Из недавних примеров уголовных дел, в которые с легкостью превратились дела с благими намерениями, можно вспомнить условный срок, назначенный Татьяне Михайловой, директору и создателю московского культурологического лицея № 1310, продолжающееся расследование по делу Александра Попова, директора челябинского лицея № 31, наконец, бессовестно сфабрикованное дело сельского учителя, директора сельского Дома культуры Тверской области Ильи Фарбера.

Но это крайние способы расправы со слишком уж поднимающимися над общим «серым» уровнем инноваторами. Есть более «мягкие» варианты: создать такие условия, чтобы «сам ушел», как случилось с директором кемеровской гимназии № 42 Вячеславом Лозингом, или закрыть инновационную школу на «законных основаниях» – отсутствии лицензии, как происходит сейчас со школой «СОЛнЦе» Павла Шмакова в Казани.
Инновационная деятельность в российской системе образования всегда граничила с личным риском того, кто эти новации внедряет. По нашей традиции, поддерживаемой, кстати, образовательным экспертным сообществом, не всякое локальное внедрение нового имеет статус инновации, а лишь то, которое принципиально меняет устоявшиеся нормы и «правила игры». То есть является системной инновацией. И тогда вполне логичным становится сопротивление таким инновациям со стороны существующей системы. Со стороны тех, кто стабильность этой системы призван защищать по долгу службы, и тех, кто эту систему консервирует по идеологическим убеждениям или по недомыслию.
В недавнем интервью на «Радио Свобода» Вячеслав Лозинг определил разницу жизни инноваций в российском образовании в 1990-х и в 2000-х годах. По его словам, всплеск педагогических поисков и внедрений новшеств 20 лет назад сопровождался тем, что чиновникам было не до образовательной сферы – можно было свободно творить и пробовать. Последние 10 лет ситуация иная: право на инновационную деятельность в образовании нужно отстаивать, и нужно быть готовым к любым провокациям и любым «наездам» со стороны чиновников от образования. От себя добавлю, что набирающая силу в последнее время тенденция стандартизации всего и вся, которая понимается чиновниками как возврат к единообразию, является дополнительным основанием борьбы системы с инновационными школами и/или инновационными директорами.
Парадокс же нынешней ситуации 2010-х годов состоит в том, что как раз инновационные школы оказались сегодня «в законе» по сравнению с традиционной системой образования. Инновации 90-х годов: развивающее обучение, индивидуальные программы образования, тьюторство, самостоятельное ведение школьной бухгалтерии, открытость в социум, интеграция т.н. «основного» и «дополнительного» образования – все это является сегодня требованием не только здравого смысла, но и образовательного законодательства. Однако противовесом этим системным инновациям выступает традиция, точнее, инерция чиновничьего и иногда педагогического мышления. По-прежнему «школа не как все» вызывает как минимум настороженность и недоверие, как максимум – агрессию и желание уничтожить.
В этой ситуации для инновационных школ, точнее, для инновационных директоров и их команд возможен только один выход – стоять на своем. До конца. Ибо служат эти директора и эти педагогические команды не нынешним чиновникам, не устоявшимся общественным запросам и даже не этой стране! Служат они детям, их будущему и будущему этой страны. При этом, конечно, нужно использовать все возможные средства здесь и сейчас быть пусть непонятными, но понятыми в своем стремлении делать хорошую школу будущего. Думать глобально, но действовать «в зоне ближайшего развития» социальной и образовательно-политической ситуации. И быть готовым к тому, что спокойной жизни у инновационных школ не бывает в принципе! Как в том анекдоте: «Штирлиц стоял на своем. Это была любимая пытка Мюллера».
Михаил Черемных,
директор Гуманитарного лицея, г. Ижевск


Поперек горла
Тюрин2_ЖЖ

К сожалению, я не очень знаком с проблемами инновационных школ в масштабах страны. А если говорить о проектах Павла Шмакова – то, что ему приходится преодолевать такие преграды, то, что ему постоянно мешают – просто возмутительно! Увы, есть определенные силы, которым он со своей нестандартностью методов и подходов всегда будет поперек горла, и такие силы будут всегда.
Артем Тюрин,
главный редактор журнала «Татарстан»