?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
По закону или по доброй воле?
eurekanext
Батербиев_ЖЖ

Павел Шмаков, которого я знал в 90-х годах прошлого столетия, был неординарной и творческой личностью. Простому обывателю трудно было понять, чем руководствуется этот молодой и энергичный человек и что движет им – преподавателем, который все свое время посвящал ученикам, организуя не только нестандартные учебные занятия, но и походы, которые перерастали в путешествия по всей Европе. Надо было видеть восторг в глазах его учеников и удивительную раскрепощенность, которая была редкостью в то время.

Новаторы всегда вступают в конфликт с системой. Почему же так происходит? Система функционирует по давно установившейся схеме, а инновация – попытка отойти от укоренившихся подходов, поиск лучших путей преодоления привычек, инерции, стереотипов, страха перед неизвестным.
На первом этапе инновации вызывают у функционеров системы недоумение, которое через небольшой промежуток времени может перерасти в открытый протест. Здесь очень важно терпимое отношение к новаторам. Необходимы культурные, цивилизованные взаимодействия между институтом новации и институтом образования.
Надо понимать, что, не нарушая какие-либо нормы, заниматься инновационной деятельностью, с одной стороны, невозможно, а с другой стороны – не имеет смысла, ибо смысл инновации именно в отрицании (речь не идет о тех, от которых зависят жизнь и здоровье детей). Всякая норма проходит в своем развитии путь от идеи, принимаемой с очень большой настороженностью, до всенародного одобрения. Если бы не нашлось людей, которые посвящали себя инновационной деятельности, не было бы никакого развития. Инновации в образовании – это форма проявления нового качества педагогической реальности, способного перевести систему в новое качественное состояние.
Можно понять желание муниципальных органов управления и администрации г. Казани, которые приложили усилия к тому, чтобы в городе появилось оригинальное образовательное учреждение, способное предложить детям широчайший диапазон видов деятельности, но, мягко говоря, удивляет позиция учредителей, связанная с решением вопросов финансирования. В наше время еще можно как-то оправдать отсутствие средств на ремонт, но никак не решение вопросов безопасности детей и заработной платы учителей.
Я не сомневаюсь в том, что все возникшие вопросы можно решить оперативно, но для этого нужна добрая воля тех, от кого это зависит.
Легче всего, ссылаясь на букву закона, запретить, закрыть, ликвидировать и т.д. Но как быть с теми детьми, которые каждое утро с радостью бегут на встречу с «СОЛнЦем», к своим любимым учителям? Как отзовется в их душах «принципиальность» позиции взрослых, которые лишили их радости?
Уважаемые взрослые, наделенные властью! Будьте благородны, мудры и снисходительны! У вас в руках частица будущего!
Мусса Батербиев,
заслуженный учитель РФ,
кандидат педагогических наук,
директор научно-образовательного комплекса,
г. Усть-Илимск


Движение вперед
павельев_ЖЖ

Шмаков по натуре пассионарий. Он прекрасно чувствует, какие люди должны двигать цивилизацию вперед, – люди, верящие в свои силы и любящие то, что они делают в жизни. Вот такими людьми он воспитывает своих учеников. Своим личным примером воспитывает в детях патриотизм – уехал от благополучной жизни в Финляндии, вернулся в Россию, чтобы работать в школе в родном городе. У него в школе есть ценнейшие разработки по татарской национальной культуре, образованию на татарском языке. А главное – из его учеников получаются высококлассные физики, математики, программисты – профессионалы, которые могут сделать Россию процветающей страной.
Михаил Павельев,
PhD, научный сотрудник Центра нейронаук Университета Хельсинки, Финляндия