Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Школа опережающего развития
eurekanext
Харитонова1_ЖЖ

Инновационная педагогическая деятельность как ресурс становления современного учителя
За последние годы государство законодательно закрепило новые тенденции и направления развития системы образования, начальными условиями для которых были анализ и обобщение результатов инновационной образовательной деятельности, осуществляемой образовательными учреждениями в 90-е годы XX века и в начале XXI века. Теперь они стали нормой.


Важным фактором и условием модернизации системы образования является инновационная образовательная деятельность, направленная на создание нового содержания образования, его организации, на необходимость решения проблемы овладения учительством современными технологиями и формирования новых отношений субъектов образовательного процесса.
В этой ситуации сложнее всего приходится учителю, растерявшемуся в этом новом мире образования, в создании и развитии которого придется участвовать и ему, что неизменно приводит к новым проблемам в его педагогической деятельности. Но в этом «другом мире» образования учитель в то же время получил возможность свободно мыслить и создавать образовательные проекты, сверяясь с требованиями нового стандарта к содержанию образования и образовательным результатам, ориентируясь на воспитание и развитие конкретного ребенка. Именно это стало причиной противоречия между заданным новым вектором развития российской системы образования и возможностью учителя следовать согласно этому вектору, так как он потерял традиционную устойчивость «знаниевого» образования. Основным фактором разрешения этого противоречия является позиция управляющей системы – администрации образовательного учреждения, задающей начальные условия для осуществления выбора. Эффективным принципом решения проблемы является принцип оптимального соотношения целенаправленного организующего начала и самоорганизации.
На рубеже смены периодов развития всегда возникают новые тенденции, появляются инновации. В настоящее время инновационная деятельность переходит на новый качественный уровень, когда участником ее становится категория учителей, способных к рефлексии и саморазвитию, обладающих педагогической интуицией и способных брать на себя ответственность. При «некоторых особых условиях», и самое главное, при наличии лидера возникает взаимодействие между такими учителями, и они начинают участвовать в «согласованном коллективном движении», создавая инновационные педагогические коллективы (группы).
Процесс самоорганизации в таких случаях актуален, так как такие коллективы способны к саморазвитию, связанному с накоплением разнообразия, приобретением новых функций, нового качества результатов деятельности.
В этом состоит отличие новой структуры в педагогическом коллективе от традиционной структуры – методического объединения, созданного по иерархическому принципу, в котором назначение руководителя происходит «сверху», а формирование по предметному принципу, что является тормозом развития междисциплинарности в педагогической деятельности и предполагает линейность в самообразовании учителя.
Новая структура, отношения субъектов внутри нее, взаимодействие с другими подобными структурами характерны разнообразием горизонтальных связей, что увеличивает потенциал каждой из них.
Учителя, разные по возрасту, опыту, учебным предметам, но объединенные общей целью по созданию инновационного продукта, понимают, что все члены коллектива становятся необходимыми, так как выход одного или другого ставит получение общего результата под сомнение.
Для инновационных коллективов основным видом педагогической деятельности становится поисково-исследовательская, осуществляемая при разработке моделей и реализации образовательных проектов, направленных на получение нового качества образования.
Основными принципами жизнедеятельности инновационного педагогического коллектива является создание открытого образовательного пространства, в котором отношения всех его субъектов построены согласно их индивидуальности, имеет диалоговый характер, что требует от учителя высокого профессионального уровня.
Поэтому в инновационном коллективе мотивация к самообразованию высокая, в результате чего формируется одно из основных качеств современного учителя – компетентность саморазвития, что позволяет членам коллектива объективно оценивать степень эффективности участия каждого из них в достижении общего результата, на основе чего становится возможным разработать методику стимулирующих поощрений за инновационную деятельность учителя.
Возникновение инновационных педагогических коллективов (групп) возможно в образовательном учреждении, в котором есть хотя бы один учитель, «междисциплинарным образом» видящий мир, и система управления, которая имеет превентивный характер, то есть предвидит возникновение в педагогическом коллективе новых структур, гибко реагирует на вариативность их взаимодействия, сохраняет свободу выбора траектории развития.
Возникновение таких самоорганизующихся структур в период больших изменений объективно необходимо, так как они в конечном счете определяют стратегию движения всего коллектива.
В гимназии № 56 создана модель инновационного педагогического коллектива (группы), которая успешно и эффективно апробируется в течение трех последних лет. Возникали эти коллективы в разное время, но процесс самоорганизации был связан с необходимостью решения новых педагогических проблем.
В 2010 году гимназия, став федеральной инновационной площадкой, приступила к реализации проекта «Электронный паспорт как инновационный способ получения нового качества образования». Начало деятельности по реализации проекта совпало с возможностью осуществлять образовательную деятельность в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта, который получил правовой статус тоже в 2010 году.
Особенность нового образовательного стандарта состоит в том, что он не является алгоритмом или указанием, а скорее служит «ориентиром для принятия решения» образовательным учреждением и конкретным учителем. Именно эта установка стала мотивом возникновения инновационных коллективов в гимназии три года тому назад.
В настоящее время в гимназии № 56 осуществляют деятельность более десяти таких инновационных педагогических коллективов, поисково-исследовательская деятельность которых направлена на создание и апробацию моделей решения проблем, возникающих в процессе перехода на новые образовательные стандарты. Каждый из этих коллективов формулировал проблему, решение которой нужно было найти самостоятельно, что изначально предполагало организацию инновационной деятельности.
Быть первопроходцем на этом пути – очень непростое дело, так как нужно не только освоить новое понятие и новое содержание уже знакомых, привычных понятий, но и попытаться смоделировать сам процесс изменения содержания образования и его организации. Фактически педагогическая деятельность в этих условиях становится «ориентированной на саморазрешение проблемы».
Поиск, направленный на решение проблемы, связанной с педагогической деятельностью, существенно повышает требования к квалификации учителя. Поэтому самообразование играет ключевую роль в становлении современного учителя. Это наглядно проявляется у всех членов инновационных педагогических коллективов гимназии. Дефицит теоретических и прикладных знаний, «необходимых для понимания сущности проблемы и выбора пути ее решения», восполняется организацией постоянно действующих семинаров по овладению инновационными технологиями, в том числе и ИКТ, активным участием в конференциях и конкурсах, публикациями в научных и методических сборниках, в том числе российского уровня. Результатом коллективной педагогической деятельности становятся инновационные продукты, которые и разрабатываются, и апробируются в гимназии. Это модели: образовательный маршрут обучающегося, индивидуальная образовательная программа, карта опережающих образовательных результатов, электронное портфолио учителя, учащегося и др.
Так, модель мониторинга, разработанная инновационными коллективами в начальной школе, была использована специалистом гимназии для создания программы электронного мониторинга формирования предметных, метапредметных и личностных компетентностей учащихся, а апробация осуществляется в образовательной деятельности во всех классах, образовательная деятельность в которых осуществляется в соответствии с требованиями нового стандарта.
А модель внеурочной деятельности, разработанная и апробируемая инновационными коллективами начальной и основной школы гимназии, получила высокую оценку учителей Кулюшевской средней общеобразовательной школы и руководителей образовательных учреждений г. Екатеринбурга, для которых в гимназии были проведены семинары по их заявкам уже в этом году. Инновационным педагогическим коллективом «Школы инновационных технологий» создан консультативный центр, в котором любой учитель, ученик и родитель гимназии может получить советы и рекомендации по организации проектной деятельности.
На совместных совещаниях и круглых столах, где собираются все инновационные педагогические коллективы, обсуждаются результаты деятельности, утверждаются «дорожные карты» каждого коллектива, разработаны и совершенствуются критерии оценки эффективности инновационной деятельности, что определяет размер стимулирующей доплаты каждого члена ИПК.
Ответственность в принятии решений, гибкость мышления, междисциплинарность в решении образовательных задач, творческая самостоятельность – это качества учителя, которые без преувеличения формируются в процессе инновационной деятельности и без которых невозможно создать школу, «решающую задачу опережающего развития».
Валентина Харитонова,
народный учитель РФ, гимназия № 56, г. Ижевск

?

Log in

No account? Create an account