Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Другое измерение
eurekanext
Реморенко_ЖЖ

Ректор МГПУ уверен, что идея обсуждения совершенствования педагогического образования давно себя изжила.

– В чем вы видите основную проблему педагогического образования?
– Основная проблема состоит в том, что сама по себе идея обсуждения совершенствования педагогического образования себя изжила, потому что педагогическая деятельность теперь существует в самых разнообразных социальных практиках не только в школе, но и в музеях, в рекреационном секторе и так далее. Поэтому обсуждать педагогическое образование необходимо применительно не только к возможности работы выпускника в школе, но и к его деятельности в немного другом измерении.

– Как-то в интервью «МК» вы говорили, что работаете над системой подготовки управленческих команд. Как продвигается работа?
– Напомню, что речь идет и о повышении квалификации управляющих работников, которые трудятся в школах уже сейчас, и о тех, кто пока находится на студенческой скамье. Мы продолжаем работать над этим и готовимся к 2014 году, когда будем заниматься непосредственно повышением квалификации управленческих команд. Полагаем, что эта программа будет финансироваться из разных источников, сейчас как раз с ними определяемся.

– Елена Булин-Соколова на «Эврике» выступила с тезисом о том, что необходимо находить способы обучения в вузе даже для тех студентов, у кого явные проблемы с предыдущими этапами обучения, чтобы не потерять желающих учиться. Вы как к этому относитесь как ректор? Считаете ли вы правильным держать и удерживать в педвузе тех, кто учиться не хочет?
– На мой взгляд, это все следствие главной проблемы, когда люди, для того чтобы быть успешными в жизни, ориентируются на широкие социальные практики. Сегодня человек работает экскурсоводом в музее, завтра он может преподавать в школе, послезавтра заинтересовался работой в научно-исследовательском институте. Довольно смешанная профессиональная траектория – явление абсолютно нормальное. И в этом смысле каждый может быть успешен, надо только найти адекватную для него практику.

– Какие практики существуют для студентов у вас в МГПУ?
– На сегодняшний день у нас есть соглашение с Агентством стратегических инициатив. Налажены партнерские связи с несколькими музеями, с ВДНХ, а также с современными малыми инновационными предприятиями. Сейчас наши студенты делают для нас же мобильное расписание, которое можно устанавливать на мобильных устройствах и понимать, как у тебя меняется образовательная жизнь завтра и в течение недели. Есть практики в сезонных лагерях. Кроме того, в нашем распоряжении широкая сеть образовательных учреждений Москвы – как школы и детские сады, так и учреждения дополнительного образования.
Словом, у нас масса практик, и они не ограничиваются только образовательными организациями – мы их планируем расширять.
Олеся Салунова


Стандарт – это я
Cветлана Цыбикова_ЖЖ

На «Эврику» я приезжаю за ответами на вопросы, которые рождаются в течение года. Часто бывает так: мы сталкиваемся с трудностями, но не можем вытащить проблему, которая потом могла бы превратиться в проект, поэтому мне очень важно было пообщаться с эвриканцами. Игорь Реморенко в своем выступлении много говорил о педобразовании, о необходимости изменять содержание, формы и т.д. и в целом говорил о том, что мы у себя в Бурятии тоже обсуждаем. Более того, в течение последних трех лет в этом направлении мы пытались что-то сделать. В первую очередь хотели изменить практику студентов, наших будущих педагогов. Сейчас очень много говорят о тех педагогах, которые работают в школе, о том, что надо повышать их квалификацию, что их надо менять. И не говорят о том, что каждый год тысячи новых учителей приходят в школы. Может быть, надо было бы и на них обратить внимание? Готовы ли они реализовывать новые стандарты? Сегодня педагогическое образование остается консервативным, традиционным. Молодой учитель, который приходит в изменившуюся школу, там неуспешен. Отсюда и маленькая зарплата, и невозможность самореализоваться. Он чувствует себя ненужным и через год-два уходит. И вряд ли когда-нибудь вообще вернется в школу.
Когда говоришь с педагогами, которые работают в школе, слышишь: «Мы ждем молодых учителей и думаем, что они с новыми знаниями и умениями нас многому научат». Образовался разрыв между стандартом профессионального и общего образования, они никак не стыкуются друг с другом, поэтому происходит такое непонимание.
И мы в педколледже тоже ощущаем затруднения, ведь мы же выпускаем этих молодых педагогов, которые идут в школы. Последние три года работаем над изменением формы содержания практики. В новых стандартах прописана социализация детей. А между тем, из всех членов общества самыми несоциализированными являются учителя. Мы живем в своем придуманном мире, в мифе. А если так, значит, будущих учителей надо прежде всего социализировать. У нас много видов практик – есть социальные пробы, когда ребята работают дворовыми тренерами в микрорайонах, есть общественные практики, когда студенты проходят практику в некоммерческих организациях, которые реализуют какие-то социальные программы и обучают социальным технологиям, причем делают это совершенно бесплатно. Им нужны люди, которых они могли бы обучать, тем более молодые и энергичные.
И еще одна проблема, с которой приходят к нам уже наши выпускники, – нехватка часов по психологии и отсутствие часов по культурологии. Потому что учИтеля в сельской отдаленной школе ждут не просто как учителя математики или физики, его ждут как носителя культурных ценностей, как человека, который может дать ответы на разные вопросы – от рок-музыки до религии. Поэтому одним из видов практики для будущего педагога может быть так называемый образовательный туризм, когда студент отправляется в театр, музей, на выставку.



Нашим будущим учителям, которые завтра придут в школы, хотелось бы сказать о том, что стандарт – это не кипа бумаг и что-то бездушное, а тот ориентир, который можно наполнить своим содержанием и своей душой, выстраивая свое собственное образование и вовлекая других.
Когда обсуждался стандарт дошкольного образования, говорилось, что учителя надо поднимать до уровня стандарта, а не унифицировать. Стандарт – это не что-то, спущенное сверху. Стандарт – это про меня. Стандарт – это я.
Cветлана Цыбикова,
методист Бурятского республиканского педагогического колледжа

?

Log in

No account? Create an account