Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Только полное погружение
eurekanext
Булин-Соколова1_ЖЖ

Педагогическая практика в педагогических вузах не нуждается в улучшениях. Она просто должна перестать существовать в своем текущем варианте. Ведь что такое нынешняя «педагогическая практика»? Четыре года мы учим студента теории, а потом говорим ему – «а поди-ка, попляши теперь». Иди в школу и поработай там под руководством старших товарищей и нашим наблюдением. Проекты совершенствования практики сводятся к тому, чтобы увеличить ее продолжительность – и только. Ни один из них не предполагает ничего сделать с фундаментальным ее принципом – разрывом между теорией и собственно практикой, с тем, что мы сначала несколько лет учим студента голой теории, а потом предлагаем ему применять все его знания разом. Можно сколько угодно называть такую «практику» «интернатурой», копируя медицинское образование. До тех пор, пока этот принцип не изменится, учителя останутся прежними.

Я считаю, измениться должна не практика, но самая основа организации педагогического образования. Все, что студент изучает в теории, он должен тут же учиться применять на практике. Это относится ко всем педагогам – начальной, основной школы, дошкольных учреждений и т.д. Все они должны как можно быстрее начинать погружаться в жизнь детей, которым собираются преподавать. Разумеется, никто не предлагает в порядке эксперимента доверить детей студентам. Включение должно быть постепенным. Сначала пусть будущие педагоги учатся простому наблюдению за детьми. Это очень важный навык. Пусть после разговора в аудитории о школьной столовой или детской площадке студент идет в школьную столовую или на детскую площадку и наблюдает там то, чему его пытались научить. Пусть учится рефлексировать. Для этого нужно, например, зафиксировать увиденное на видео, а потом просмотреть одному и обсудить с коллегами-студентами и преподавателями. Ну а по мере роста компетенций студента должны расти и его «полномочия».
Московский педагогический государственный университет уже начал работать именно таким образом – пока еще в порядке эксперимента. Для участия в нем мы отобрали 25 лучших студентов. Каждый из них занимается по индивидуальному учебному плану. Однако в их занятиях есть общая особенность: учеба в режиме полного погружения.
Вот как проходят, например, занятия по психологии, которые ведет известный психолог Владимир Дмитриевич Шадриков. На лекции идет разговор о мотивации и целеполагании. Обсуждаются такие вопросы, как отличие между мотивом и стимулом. На следующее утро студенты расходятся по школам. Там они присутствуют на уроках и фиксируют все происходящее на видеокамеры. Этот материал они вечером размещают в информационной образовательной среде и обсуждают – друг с другом и с педагогом. Владимир Дмитриевич помогает им понять, смог ли педагог на уроке правильно мотивировать детей, какие методы он для этого использовал и т.д. Таким же образом проходят и другие занятия – по методике, иным дисциплинам. Главный принцип такого образования прост: теория должна немедленно получать практическую иллюстрацию. Все знания, полученные студентами, должны тут же получить применение.
Представляется, что такое изменение педагогического образования может позволить нам действительно подготовить будущих профессионалов к работе в школе. До сих пор в школу работать приходили в основном люди, смотревшие на нее в самом лучшем случае как вчерашние учащиеся.
Елена Булин-Соколова,
директор Центра информационных технологий
и учебного оборудования Департамента образования г. Москвы

?

Log in

No account? Create an account