Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Ранняя профилизация
eurekanext
Хаблиева_ЖЖ

Наша школа вошла в число федеральных инновационных площадок с проектом ранней профилизации. Появился он так: Беслан – город небольшой, но со вполне понятными потребностями экономики. У нас, например, есть семейные производства пластиковых окон, где работают родители многих учеников нашей школы. Понятно, что дети, скорее всего, пойдут по их стопам. В Республике Осетия есть ряд производств, нуждающихся в кадрах. Однако среди детей непопулярны профессии, в которых нуждается сейчас экономика нашей республики. На мой взгляд, это связано с недостатком профориентационной работы в школах. Именно поэтому мы и решили начать с довольно раннего возраста ориентировать детей на профессии, перспективные для нашей республики.
Среди этих профессий, например, медицинская. У нас есть договоренность с районной больницей о том, что старшеклассники могут работать там волонтерами. Мне кажется, подобная деятельность – в принципе очень полезный опыт для всех, а для тех, кто думает о медицинской профессии – в особенности. Она не относится к числу непопулярных, однако практика показывает, что дети часто не имеют о ней представления. Работа в больнице может показать им, что медицина – это и кровь, и боль, и грязь.
К нам с профориентационными лекциями приходят сотрудники милиции. Я думаю, послушать их в принципе интересно и полезно для всех. А кто-то может и заинтересоваться этой важной работой.
Сейчас профориентационная работа начинается у нас с седьмого класса. Однако я думаю, что в будущем стоит начать ее с более ранних возрастов. Я была на стажировке в Швейцарии, Германии, Израиле. В этих странах знакомство с некоторыми профессиями начинается едва ли не в детском саду. Очень любопытной мне показалась идея изучения определенных аспектов действительности с помощью полного погружения. Я видела, например, кабинет, полностью посвященный человеческому зубу. Или занятия, посвященные полностью воздуху, его свойствам. Работают таким образом с очень маленькими детьми. На таких занятиях ребята запускают парашютики, в очень вещной, визуальной форме изучают свойства воздуха. Я не уверена, что старшеклассник, которому о воздухе рассказывали на уроках физики, может понять свойства воздуха настолько же глубоко.
Кроме ранней профилизации, в нашей школе есть и другие проекты. Здание нашей школы было построено уже после теракта. Тогда решили, что после такого трагического события школа должна демонстрировать детям радость, погружать их в счастливую атмосферу. Поэтому сейчас наша школа называется «Страной счастливого детства». Все оформление выполнено в радостных, теплых тонах. Наш двор сейчас утопает в розах – это тоже результата нашего участия в международном проекте, в грантовой программе.
Мы решили, что должны принимать посильное участие в жизни города. Школа наша существует под номером восемь. У нас есть несколько проектов, выходящих за ее пределы. Это фотостудия, наш собственный небольшой бизнес, где мы осуществляем в том числе заказы на художественную фотографию. Это наша «восьмая синема», где дети могут смотреть фильмы. Город маленький, кино у нас нет, а там можно посмотреть множество фильмов всего за 10 рублей. Мы думаем сейчас о том, чтобы сделать и 3D-формат. У нас есть радиостанция, есть наша школьная газета. Отчасти это тоже профориентация: может быть, кто-то захочет в будущем работать журналистом.
Сначала многие наши проекты вызывали у коллектива недоумение. Не все понимали, зачем это нужно. Но войти в число федеральных инновационных площадок – большая честь для всех нас. И мы добились ее сами. Это очень положительно повлияло и на наших педагогов, и на детей.
Будем продолжать в том же духе.
Алла Хаблиева,
директор школы № 8, г. Беслан


Хорошая школа найдет применение талантам каждого
Калужская2_ЖЖ

Проблема современных школ, на мой взгляд, в том, что они остаются авторитарными, ориентированными на традиционную классно-урочную систему. Я полностью согласна с теми коллегами, которые считают, что внедрение современных технологий внутрь традиционного урока делает его еще более отсталым в отношении современных педагогических технологий. Иными словами, традиционный урок с интерактивной доской и проектной деятельностью становится еще более авторитарным и еще более монологичным. Чтобы от этого уйти, необходимо совершенно изменить систему, научить учителей работать полностью по-новому, а не использовать отдельные инновационные элементы.

Наша школа создавалась как проект, и проектная деятельность поставлена у нас во главу угла. Каждый урок мы стараемся рассматривать как личный проект учителя. Один из важных наших проектов связан как раз с продвижением инновационных подходов. Это проект повышения квалификации учителей. Он основан на передаче лучших практик одними учителями другим. Педагоги, которые приезжают к нам на повышение квалификации, учатся проектной деятельности, применению интерактивных методик работы. Очень важный элемент такого повышения квалификации – рефлексия учителей по итогам пройденного обучения.



Еще один из очень интересных, на мой взгляд, наших проектов – это коучинг. Он развивается по инициативе одной из наших учительниц английского языка. Она сходила на курсы коучинга. Вернулась оттуда очень окрыленная и сказала – вот так классно у меня получается работать с детьми с помощью коучинговых технологий. Они обеспечивают индивидуальный подход к каждому ребенку, решение его проблем. Мы стали развивать это направление как в обучении детей, так и в обучении учителей. Особенно успешно элементы коучинга нам удалось внедрить в наши летние школы. Очень хорошо коучинговые технологии проявили себя в рамках курсов развития лидерских качеств.
В целом мне кажется, что секрет успеха любой школы, секрет перехода к инновационной деятельности состоит в том, чтобы найти любому учителю место в рамках своей школьной системы. Учителей, как мне представляется, можно разделить на несколько типов. Один из них – это учителя-предметники, дающие хорошую фундаментальную базу по отдельным дисциплинам. Это тип очень хорошего советского учителя. Таким особенно удается работа со старшеклассниками. Есть учителя-тьюторы, которым лучше всего дается индивидуальное сопровождение учащихся. Есть учителя, которые не очень хорошо преподают предметные знания, зато им здорово удается организация различной творческой работы. У таких дети все время что-то придумывают, любят что-то с ними делать. Им лучше всего отдать внеурочную деятельность. Наконец, есть и учителя-«урокодатели». Они встречаются в любой школе. С ними тоже нужно работать, обучать их новым принципам деятельности и помогать найти себя среди одного из перечисленных мною типов.
Мария Калужская,
заместитель директора гимназии № 210 «Корифей»,
г. Екатеринбург

?

Log in

No account? Create an account