?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Быть или не быть
eurekanext
Шадрина8_ЖЖ

Задачей развития сферы дополнительного образования детей является повышение доступности услуг и обеспечение их соответствия изменяющимся потребностям населения.

Для решения этой задачи необходимо в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях провести ряд преобразований в системе дополнительного образования. Проблемы, которые сегодня существуют, невозможно решить только дополнительным финансированием. Необходимо изменить содержание программ и понять потребности на услуги дополнительного образования, существующие у населения. Тенденция, которая сейчас наметилась, может привести к сокращению, а то и к полному закрытию системы дополнительного образования. Во многих муниципалитетах, где имеется серьезный дефицит бюджетных средств, передают организацию дополнительного образования школе. Школа за счет часов внеурочной деятельности ведет часы дополнительного образования. Часто эту нагрузку берет на себя учитель, а не специалист системы дополнительного образования. Страдает качество, и проигрывают в итоге все.
Что же необходимо сделать, чтобы оживить эту систему? Очевидно, организациям дополнительного образования нужно разработать такие образовательные программы, которые учитывают результаты, требования к которым описаны во ФГОС общего образования. Уделить особое внимание основной школе. Школе самостоятельно будет сложно создать необходимые условия для социализации ребенка, для построения индивидуальных маршрутов детей, организовать среду, где возможны социальные пробы обучающимися. Тогда как система дополнительного образования может в своих образовательных программах отразить эти модули и быть ресурсным центром для нескольких школ, выстраивая сетевое взаимодействие.
Опишу ситуацию, при которой необходим ресурс организаций дополнительного образования. Реализация стандарта предполагает, что каждая школа введет «нелинейное» расписание, создаст условия для индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, это требует дополнительных специалистов, помещений. Школьники выбирают форму занятия по каждому учебному предмету и группы, учитывая собственные возможности. Один и тот же ребенок может заниматься одними предметами (например, математикой и физикой) в продвинутой группе, а другими (например, гуманитарными) – в обычной. Это предполагает, что во всех параллелях занятия по одинаковым предметам идут в одно и то же время и для каждого предмета ученики группируются по-новому. Сложность этого вида обучения заключается в организационных аспектах, в частности, в необходимости достаточного количества учителей и школьных помещений. Если все параллели одновременно занимаются физикой, химией и биологией, то это означает, что школа должна располагать таким же количеством учителей, тьюторов и кабинетов, где можно проводить соответствующие занятия. Поэтому возможно использовать ресурс организаций дополнительного образования (кадровый, материально-технический), проводя часть мастерских, лабораторных работ с помощью их специалистов и оборудования.
Муниципальное задание формируется исходя из стоимости образовательной программы, которая складывается с учетом направления, сложности, материальных затрат и возможного количества обучающихся в группе. Это может быть выражено через определяющий коэффициент к существующему нормативу или отдельный норматив. Объемы субсидий организациям определяются заказчиком в соответствии с государственным (муниципальным) заданием на основании стоимости образовательной программы.
Задача системы дополнительного образования – охватить всех детей своими услугами. Создать такие условия, при которых все дети могли бы (и что самое важное –хотели бы) посещать Дома творчества, детские клубы. Чтобы там им было интересно, чтобы там хотелось быть, заниматься. Но для этого нужно меняться системе, поскольку для некоторых детей дополнительное образование является не просто дополнительным образованием, а основным, иногда определяющим в жизни человека. Тогда учредитель может формировать муниципальное задание организации дополнительного образования на разные услуги, одна из которых – реализация образовательной программы по социализации детей. Но для этого организация дополнительного образования при разработке собственной программы учитывает особенности образовательных программ соседних школ. Другие услуги могут быть направлены на конкретные потребности муниципалитета, это может быть развитие какого-то направления (художественно-эстетического, спортивного и др.).
Быть или не быть системе дополнительного образования, во многом зависит от задач, которые решают муниципалитеты, руководители организаций дополнительного образования, от того, какие приоритеты выбирает для себя сама организация и готова ли она к изменениям.
Наталья Шадрина,
заместитель директора ИПОП «Эврика»