Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Дополнительное – не значит школьное
eurekanext
миркес3_ЖЖ

Развитие дополнительного образования – одна из наиболее обсуждаемых сейчас тем. В мае этого года президент подписал ряд указов, где, в частности, говорится о необходимости увеличить количество детей, получающих дополнительное образование за счет государства, до 70%. Сейчас в Минобрнауки говорится о том, чтобы «включить дополнительное образование» в школьную программу, и таким образом обеспечить им большое количество детей. Пока ситуация в целом выглядит не до конца понятной с точки зрения экономического и правового обеспечения.

Со своей стороны могу сказать, что, насколько мне известно, школы сейчас хотели бы сами оказывать услуги дополнительного образования. В основном речь идет о платных кружках и секциях при школе, а не при Доме детского творчества, например. Мне эта тенденция не кажется позитивной: я полагаю, такой формат работы скорее снизит качество услуг дополнительного образования, приведет к унификации, сокращению разнообразия.
У Домов детского творчества и прочих организаций, оказывающих услуги, связанные с дополнительным образованием, есть одна проблема, с которой школы не сталкиваются. Они выполняют много «неучтенных» работ, связанных с организацией массовых мероприятий, просветительской деятельностью в школах и т.д. Обычно это нигде не учитывается и не оплачивается. То есть Дом творчества получает деньги на реализацию образовательной программы определенному количеству детей, а реально делает еще много чего (или не «еще», а «вместо»). Оформить это как образовательную программу и получить под нее финансирование – затруднительно. Финансирование идет через нормативно-подушевые механизмы. Внутри таких форматов работы идет большая ротация детей, соответственно, получить норматив – нереально. При этом подобные мероприятия выполняют важную функцию. Их цель нельзя сформулировать как «достижение образовательного результата научиться танцевать хип-хоп». Однако к таким образовательным результатам, как «выбор» и «самоопределение», они имеют самое непосредственное отношение, так что, как мне представляется, все эти виды работ организациям дополнительного образования было бы неплохо учитывать и оплачивать. Что касается школ, то и они могли бы изменить формат части занятий для достижения более высоких образовательных результатов. Это можно сделать и на обычных уроках. Но они, как правило, достаточно жестко зарегулированы, так что иные формы работы можно попробовать в рамках кружков, секций (т.е. «дополнительного образования») или так называемой «внеурочной деятельности», предусмотренной любой программой.
Ребенок – существо подвижное, активное и любознательное, поэтому парты и стулья – долой. Школьная программа предполагает освоение многих навыков, для которых требуется регулярная тренировка – устный счет или правописание. Однако кто сказал, что обучение устному счету непременно должно быть унылым? В рамках программы дополнительного образования можно устроить соревнование по устному счету, которое будет проходить на скалодроме или в веревочном парке. Так дети смогут выполнять одновременно несколько разнохарактерных задач – удерживать равновесие, внимание, осуществлять скоординированные движения. Можно проверить, насколько освоены знания по окружающему миру, предложив детям построить модель Солнечной системы, где кто-то будет Солнцем, а остальные – планетами. Для выполнения этой задачи нужно сообразить, сколько планет в Солнечной системе, как они расположены относительно друг друга. Модель может быть статичной или подвижной, более или менее реалистической. Еще лучше – отправиться на речку и организовать мини-исследование, например, «измерить гусеницу». Это научит детей самим создавать для себя рабочее место, которое в школе создано заранее, организовывать свою работу, не отвлекаясь на гусениц или стрекоз. К выезду можно привлечь родителей детей. Организация дополнительного образования в рамках школы предоставляет много возможностей.
Мария Миркес,
директор Школы антропоники, г. Красноярск

?

Log in

No account? Create an account