?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
В поисках себя
eurekanext
Андреев_Константин_ЖЖ

Дополнительное образование всегда было отдушиной для тех детей, которым было тесно в школе по месту жительства. В Домах и Дворцах творчества всегда можно было найти то уникальное, что цепляет такого ребенка. В дополнительном образовании всегда больше выбора. Возможность делать выбор, сомневаться, пробовать, экспериментировать – отличительная особенность детских объединений в дополнительном образовании.

Алексей Бруднов – один из авторитетнейших педагогов XX века, много сделавший для внешкольных учреждений, говорил, что дополнительное образование – это то важное, чего не хватает до полного (полноценного) образования.
В эпоху реформ и преобладания экономической терминологии над педагогической внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования) являются той базой, статус которой не определен до сих пор. Кто-то считает, что учреждения должны зарабатывать, оказывая «дополнительные услуги» учащимся и родителям и переходить полностью на самоокупаемость. Кто-то уверен, что внешкольники никогда не опустятся до взимания платы с детей и их малообеспеченных родителей. Золотую середину в этом вопросе найти сложно, но передовые учреждения ищут, и в некоторых даже есть привлекательный опыт, который дался очень тяжело директорам, педагогам. Принимать что-то новое всегда тяжело. В этом одна из проблем дополнительного образования. Если общее образование в последние годы тормошили достаточно часто, дополнительное образование оставалось в стороне от реформ. И сейчас сократить разрыв в нормативно-правовой документации, организационно-методической структуре нелегко.
Многие педагоги, имеющие большой опыт работы в дополнительном образовании, тяжело переживают нововведения. Многие даже говорят о том, что современное управление дополнительным образованием куда более бюрократично и заорганизовано, нежели было в советское время.
Общаясь со многими молодыми педагогами, которые ушли из учреждений дополнительного образования в последние годы в коммерческие структуры, в некоммерческие организации, общественные объединения, акцентируешь внимание на том, что они выбирали между формулой «творчество + бюрократия + заорганизованность + небольшая зарплата» и формулой «творчество + самореализация + свобода выбора». И делали выбор в пользу второго варианта.
Действительно, в переходном периоде много неразберихи, так как все нарабатывается личным опытом и учатся все на ошибках. Зачастую ошибки неизбежны, так как готовых решений никто изначально не предлагал. Есть видение того, что дополнительное образование должно быть, но какие механизмы поддержки, финансирования учреждений, кадрового обеспечения и профессионального роста, привлечения учащихся? Есть ли они?
Проблем в дополнительном образовании ни больше ни меньше, нежели в общем, дошкольном или высшем. Каждая проблема является задачей, которую успешный руководитель может решать эффективно или не решать, накапливая недовольство всех участников образовательного процесса.
На фоне профессионализма педагогов-внешкольников можно отметить, что многие в современной ситуации не готовы отстаивать интересы Педагогики и Детства, понимая, что это очень трудоемко. Педагогическое сообщество не всегда отличается эффективным взаимодействием, и не всегда его представители способны выступать, представляя интересы всего сообщества. Это возможно в тех ситуациях, когда царит атмосфера творчества и позитивного целеполагания. Во многих учреждениях, да и в системе в целом сейчас подобная атмосфера не сложилась, хотя есть примеры, поражающие своей красотой.
Зачем современный ребенок идет в Дом творчества?
Многие думают, что если поставить интерактивные доски и нанооборудование, дети будут ломиться в кружки и объединения. Это не так. И вот почему.
Ребенок чаще всего идет на педагога. На его личные качества, на харизму, на душевность в конце концов. Мне очень нравится система, при которой педагоги могут быть совместителями, но в то же время работают в других учреждениях, являются специалистами в какой-то сфере. Я вспоминаю свое детство, когда, занимаясь у профессиональных архивистов, музейщиков, я узнавал такие вещи, которые формировали меня и мои знания. Сейчас вспоминаю таких педагогов с благодарностью.
Часто к седьмому-восьмому классу в своей школе мнение о подростке складывается стереотипное как у педагогов, так и у ученического коллектива. И многие вырываются из стен школы в кружки и объединения именно потому, что хотят иного мнения о себе, которое изменить в школе очень и очень сложно. Многие ребята приходят просто в другой коллектив, чтобы попробовать себя в чем-то. Нередко благодаря такой попытке человек меняется, расцветает и даже меняет стереотипы о себе в школе, в семье.
В последнее время многие директора школ организуют дополнительное образование во второй половине дня. Идея не нова и, наверное, имеет место быть. Но! Чаще всего дополнительное образование превращается в факультативные занятия по предметам. А ставки «педагогов дополнительного образования» являются способом доплаты учителям. Ребенку же, который видит одних и тех же педагогов с утра и до вечера, нужно расширение кругозора.
Даже за то время, что ребенок (пусть вместе с родителями) преодолевает расстояние от школы до Дома творчества, он познает многое. Немало таких ребят, которые, приходя ко мне в коллектив во Дворец творчества, в свои 14–15 лет даже не могут сказать, на какой станции метро надо сделать пересадку, чтобы доехать до дома. Многие из них до Дворца творчества видели только дом-школу, школу-дом. В лучшем случае – мамину машину изнутри и торговый центр за МКАДом.
Посещение другого образовательного учреждения с возможностью выбора различных и многих кружков, а не одного-двух – это позитивный опыт ранней социализации, а иногда и профессионального самоопределения. Если не ограничивать возможность записи ребенка в кружки, он получает возможность попробовать себя в разных направлениях деятельности. Он получает возможность найти своего Педагога, с которым он был бы на одной волне.
Благодаря подобному выбору ребенок может найти и тот детский коллектив, то детское объединение, в котором он будет развиваться. Не надо забывать, что коллектив, который имеет хорошие традиции, в котором существуют правила, система роста и взаимоподдержки, способен сделать успешного, порядочного молодого человека.
Педагог может говорить о проблемах много, но всегда будет переходить на решение педагогических задач, так как главное у педагога – его подопечные и миссия, с которой он движется вперед, несмотря на трудности.
Константин Андреев,
педагог дополнительного образования
Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества