?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Максимум учитель определяет сам
eurekanext
сиденко1_ЖЖ

Учитель – это творческая профессия, потому что подход, который он реализует в образовательном процессе, всегда уникален. Каждый учитель пропускает через себя знания, технологии, методики и строит свой урок индивидуально. Творчество всегда должно идти рука об руку со свободой, потому что без нее оно невозможно.
Профстандарт дает нам определенную свободу, объясняя при этом, что сам стандарт как таковой рамками и ограничением быть не может. То есть он задает некий минимум, а максимум учитель определяет для себя сам.
Также необходимо понимать – свобода от чего и для чего? Свобода – от ненужной отчетности и работы с бумагами, которая существует в современной школе. И свобода – для учительской самореализации, для построения индивидуальной образовательной траектории, для проектной работы, для творчества.
Стандарт нужен в том виде, в котором он есть сейчас. Профстандарт систематизирует требования к выпускникам вузов, что немаловажно, и определяет, что обязательно должно присутствовать в образовательном процессе. Если стандарт будет работать так, как заявлено, то и процедура аттестации, которая проводится довольно часто, станет намного легче.
Андрей Сиденко,
учитель информатики школы № 29, г. Мытищи, «Учитель года – 2013»


Профстандарт – шаг к автономии
Голубецкий_ЖЖ

Директор МБОУ СОШ «Школа будущего» Алексей Голубицкий считает, что педагогическое образование попало в замкнутый круг: преподаватели педвузов сетуют на слабого абитуриента, а директора школ удивляются невысокому уровню приходящих учителей. Хотя в последнее время есть сдвиги. Например, в Балтийском федеральном университете им. И. Канта – рекордный конкурс на педагогические специальности.  Алексей Голубицкий объясняет: «Это рынок труда отреагировал на повышение заработной платы до средней по экономике».

– Основная надежда у меня пока связана с переподготовкой. За последнее десятилетие процесс повышения квалификации в нашем регионе в целом претерпел серьезные изменения. Преобладание академического стиля, отмерших педагогических форм сменилось более живым изложением материала со стажировкой в образовательных учреждениях и последующим компьютерным тестированием. Пятилетняя повинность постепенно сменяется чем-то значимым для собственной деятельности. Есть еще куда стремиться, но вектор правильный. У нас все дрейфует к тому, что Институт развития образования из методического центра превратится в ресурсный центр по сопровождению повышения квалификации учителя сообразно его индивидуальным педагогическим дефицитам. Методистов постепенно вытесняют менеджеры и тьюторы. Сотрудник института перестает быть единственным источником повышения мастерства, ему на смену приходит вся образовательная и культурная среда региона и соседних стран (Польша, Литва, Германия).
От нового профессионального стандарта жду улучшения. Наибольшее удивление вызвала возможность разработки своего «Внутреннего стандарта образовательной организации». Если удастся отстоять этот тезис в итоговом документе, то это может стать очень важным шагом к реальной академической автономии школ. Де-факто в нашей школе постепенно сложилось представление о таком стандарте. Интересно было бы это оформить… Но какие могут быть рамки этой самостоятельности, нужно ли их прописать в стандарте – это вопросы.
Профстандарт – рамочный документ. Как практик готов его в целом принять. В деталях можно копаться, но мне бы хотелось вынести на обсуждение тезис об острой необходимости педагогической ординатуры или интернатуры. Почему молодого хирурга нельзя допускать к операциям по «врачеванию тела» без надзора и сопровождения со стороны опытного коллеги, а молодого учителя к «врачеванию души» и развитию (при современных требованиях к компетентности!) – можно? Доля выпускников, решившихся после символической педпрактики пойти в школы, мягко говоря, не велика, так зачем же еще неокрепший педагогический организм бросать под «танки» детей с СДВГ, пугать страшными ФГОСами и прочими НСОТами? Ни разу не встретил цифру отсева учителей в первые месяцы, год, два года (и зачем мы только РИК заполняем каждый год, читают ли вообще эти огромные таблицы?). Но многолетние личные наблюдения говорят о том, что очень велика доля начинающих педагогов, которым привили ненависть и страх к работе в школе. Может быть, даже должность официальную зафиксировать – «учитель-стажер». А направлять их можно будет только в те школы, где есть «учитель-методист», обученный сопровождать начинающих педагогов.
Предлагаю ответственность (и финансирование) разделить между школой и педвузом. Мысль, может быть, не столь утопична, если средства высвободить за счет сокращения приема в педвузы, из которых самая низкая доля выпускников потом идет в школы. Не пора ли количество переводить в качество?
Алексей Голубицкий

  • 1

Замкнутый круг

Совершенно с Вами согласна, Алексей! Сегодня наш вуз отправляет студентов только в те школы, где есть «учитель-методист», обученный сопровождать начинающих педагогов. На деле он получает з/п в вузе. Результата нет. Студент пошёл безответственный (всё из той же школы). За ним не возможно установить контроль. Находятся причины - заболел, проспал, пробки и т.д. Как наказывать? А с другой стороны - кто разрабатывает и проверяет дневники практики? - Это же самопал! Да и заполняют студенты их в последний момент под диктовку или путем списывания с прошлогодних дневников. А сколько страниц в этих дневниках и совершенно не нужных (до 50). Разве можно со студентами так обращаться? Требования у нас идут от главного руководителя всех практик всего вуза. Есть такой! Вернее его-то как раз не видим. Конференции зачастую не проводятся, аудит отсутствует. У преподавателей вуза нет желания за мизерную плату осуществлять контакт со студентами. Попробовала - подсчитала 2 тыс. в год уходит только на звонки (разные тарифы, пока разъяснишь - убедишь). Да и не отчислишь - набор-то не великий. Замкнутый круг получается. И вроде все на кафедре крутятся - работают, а качества нет. Школы просят учителей, завучей, зам.директоров по науке. Студенты приходят и... уходят. Потому что директор сразу выкладывает всё то, что не проходили в вузе. Учитель-методист показывает только уроки, заполнение журнала, план, программу. В вузе кандидаты, профессора, доктора. Им некогда заниматься практикой. У них написание программ, статей (без результатов-эксперимента нет), за которые тоже самому нужно заплатить, у них курсовики, дипломники, аспиранты, докторанты. В лучшем случае 0,25 выделяется преподавателю, чтобы он еще + занимался практикой. Как тут навести порядок? С кого начать? Может, стандарт поможет?

  • 1