Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Практика необходима
eurekanext
павельев_ЖЖ

Важнейшей составляющей педагогического образования является практика – сколько времени студент педуниверситета и молодой учитель проводят в школе. Студент-педагог в силу специфики профессии не может ограничиваться изучением теории педагогики, он должен много времени работать «в поле» – в школе с детьми, чтобы стать профессионалом.

За прошедшие 10 лет студенты педуниверситетов стали меньше работать в школе, потому что они вынуждены большую часть времени тратить на посторонние заработки. Иначе не прокормишь себя, не оплатишь квартиру, тем более если уже есть своя молодая семья. Здесь мы сталкиваемся с фундаментальным противоречием между уходящим в небытие высоким культурным и образовательным уровнем, к которому мы все привыкли во времена Советского Союза, и приходящим ему на смену капиталистическим культом частного собственника. Необходимость иметь дорогую машину, дорогой дом, ужинать в дорогом ресторане, чтобы считаться «приличным человеком», т. е. уважаемым, успешным членом общества – это уродливый, натужно насаждаемый нынешними российскими СМИ «новый стандарт» жизни общества. Эта идеология делает невозможным формирование полноценного педагога-профессионала в современной России. Всем очевидно, что из десятков тысяч студентов педуниверситетов только единицы смогут получить сравнительно высокие зарплаты в «элитных» школах, а основная часть педагогического сообщества превращается в неудачников в глазах общества и, что еще важнее, в глазах учеников. Как следствие, педагогическое сообщество маргинализируется и отчасти криминализируется (начинает зарабатывать взятками). Эта нездоровая атмосфера с первых шагов деморализует и развращает приходящих из педуниверситета молодых педагогов, только начинающих свою профессиональную деятельность.
Таким образом, агрессивная пропаганда потребительских «ценностей» в российских СМИ приводит к непрерывному, обвальному снижению уровня образования в России, что многократно задокументировано в официальных отчетах ЮНЕСКО.
В России за последние 10 лет стипендии и зарплаты молодых специалистов в других практически ориентированных профессиях растут заметно быстрее, чем в сфере образования. Социальная ипотека для молодых учителей слабо развита в большинстве регионов России (несколько лучше, чем в целом по стране, дела с социальной ипотекой обстоят в Татарстане). Отставание в росте зарплат и обеспечении жильем создает дополнительную негативную динамику в подготовке педагогов.
Еще один комплексный фактор долгосрочных изменений в подготовке российских педагогов – международный обмен опытом. К сожалению, в большинстве случаев на российскую почву переносятся западные стандарты отношений «ребенок-взрослый» и «ученик-учитель», в которых ребенок и ученик выступает потребителем образовательного «продукта». Педагог же в такой системе ценностей выступает как «менеджер», предоставляющий образовательные услуги. Оценка системы образования в рыночных, денежных категориях «продукт», «услуга», «товар-деньги» разрушает нравственные основы нации, убивает традицию служения педагога родной стране, народу, вызывает острый когнитивный диссонанс у носителей российской педагогической и культурной традиции.
В то же время отдельные талантливые российские педагоги сумели получить ценный опыт работы в системе образования за рубежом, творчески переработать этот опыт и привнести лучшие, полезные черты заграничной педагогики в сегодняшнюю российскую школу. Примером такого полезного международного опыта можно считать работу Специализированного олимпиадно-научного центра (школа СОлНЦе) в Казани. Директор школы СОлНЦе Павел Шмаков в течение 2000–2010 годов учился и работал учителем в г. Хельсинки, Финляндия. «Финский социализм» – уникальная по своему историческому опыту и социальному содержанию общественно-политическая формация. В частности, небольшая периферийная страна Финляндия к настоящему времени добилась лидирующего положения в мире по качеству образования. Одна из главных особенностей финского образования – оно бесплатно, финансируется государством и не содержит коммерческих «продуктов» и «услуг». Отличительной чертой финского образования можно считать гибкость в выборе изучаемых предметов, в графике и формах обучения. После того как Шмаков добился профессионального признания в Хельсинки, он был приглашен мэром Казани возглавить лицей при Казанском университете. Вместе с единомышленниками из коллектива лицея Павел Шмаков создал школу СОлНЦе для работы с интеллектуально увлеченными детьми с использованием авторских методик, сочетающих лучший опыт российской и финской систем образования.
Польза от нового профстандарта будет, но все зависит от того, насколько предлагаемые критерии смогут стимулировать профессиональный рост учителей и педагогических коллективов.
Если бы мне предложили создать реальный документ, который задаст параметры качества учителя, я бы включил туда полученное образование, количество уроков за годы работы, количество учеников с высшим образованием вообще и учеников, которые ушли в педагогику (этот критерий ставит в выигрышное положение учителей из больших городов, поэтому нужен географический коэффициент, учителям из деревни и маленьких городов – бонусы), количество учеников – победителей олимпиад, а также авторские разработки, методички, учебники, научные статьи, ученые степени, средний балл учеников на ЕГЭ по предмету, кружки и секции.
Михаил Павельев,
PhD,научный сотрудник Центра нейронаук, Университет г. Хельсинки, Финляндия


Типичные проблемы реализации «дорожных карт» изменений
в социальной сфере, направленных на повышение эффективности дошкольного образования
Селюков!_ЖЖ


(по результатам общественных обсуждений лучших практик реализации мероприятий «Дорожных карт» субъектов Российской Федерации по обеспечению доступности и качества образования по направлениям, определенным в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 и 599)

Введение ФГОС дошкольного образования
Субъекты Российской Федерации озадачены необходимостью разработки и принятия подушевых нормативов финансирования дошкольных образовательных организаций на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования.
Данная работа субъектов Российской Федерации выстраивается в условиях отсутствия утверждённого ФГОС дошкольного образования, что фактически подталкивает их на разработку нормативов без учета требований ФГОС дошкольного образования. Субъекты Российской Федерации в этой ситуации руководствуются Законом об образовании в Российской Федерации. Ключевой риск – не учёт в нормативе создания необходимых условий для реализации ООП в соответствии с требованиями ФГОС. Не разрабатывать нормативы уже сейчас регионы не могут. Идёт процесс формирования бюджетов субъектов Российской Федерации на 2014 год, в отсутствии утверждённых нормативов субъекты Российской Федерации не могут обосновать необходимые объёмы средств на реализацию полномочий в сфере дошкольного образования.


При разработке нормативов финансирования субъекты Российской Федерации в основном рассматривают два основных подхода:
Подход 1.
Расчет величины регионального норматива базируется на значении средней зарплаты в общем образовании в субъекте Российской Федерации и коэффициенте, учитывающем единое, определяемое на уровне субъекта Российской Федерации, минимальное количество часов, в течении которого должна оказываться услуга дошкольного образования ребёнку.
В рамках такого подхода региональные рабочие группы, разрабатывающие норматив, как правило определяют минимальные финансовые обязательства со стороны региона, которые будут одинаковы и для муниципальных детских садов и для частников. При проектировании норматива дискутируются следующие вопросы:
– сколько часов минимально может длиться услуга дошкольного образования: 3 часа? 4 часа? 6 часов?  Другие варианты? Может ли субъект Российской Федерации сам это нормировать?
– обязан ли субъект Российской Федерации закладывать в величину норматива затраты на выплату зарплат неосновному персоналу? В большинстве субъектов Российской Федерации региональные финансовые органы отстаивают позицию  не включения расходов на зарплату неосновного персонала в расчет величины регионального подушевого норматива (7 субъектов Российской Федерации дали информацию об этом из 9 опрошенных).
– каким образом на уровне субъекта Российской Федерации установить общие правила для формирования муниципального норматива на присмотр и уход, чтобы сдержать резкий рост родительской платы за эту услугу, учитывая, что эта услуга финансируется из муниципального бюджета и муниципалитет самостоятелен в планировании и расходовании своего бюджета?

Подход 2. Расчет величины регионального норматива базируется на значении средней зарплаты в общем образовании в субъекте Российской Федерации и коэффициент, учитывающий соотношение количество дошкольников на одного взрослого в образовательной организации.
Такой подход рассматривает всего два субъекта Российской Федерации и то, как один из возможных вариантов: Республика Саха (Якутия) и Калининградская область.
В рамках такого подхода контроль за реализацией услуги дошкольного образования может производиться также в часах. Но количество часов, в течении которого должна оказываться образовательная услуга определяется обратным счётом, исходя из количества  детей в группе (образовательной организации дошкольного образования в целом) и положенного количества педагогических работников на имеющееся количество детей в группе (дошкольной образовательной организации) исходя из продолжительности недельного рабочего времени воспитателя.
В рамках данного подхода также возможно осуществлять контроль за реализацией услуги дошкольного образования. Для каждой образовательной  организации определяется индивидуально (исходя из количества детей) минимальное количество часов, в течении которых должна оказываться услуга дошкольного образования. Учитывая, что услуга дошкольного образования в соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования должна оказываться в течении всего времени пребывания ребенка в дошкольной образовательной организации, такой подход позволяет реализовать это требование. При осуществлении контроля необходимо отслеживать, чтобы продолжительность пребывания ребенка в дошкольной образовательной организации (в том числе в негосударственной образовательной организации) не было меньше количества часов, которое определяется исходя из соотношения количества детей на одного воспитателя, заложенного в нормативе финансирования и из количества детей, получающих дошкольное образование в этой организации.
Два этих подхода имеют возможность сочетаться друг с другом. Такой вариант пока не рассматривался региональными рабочими группами, ведущими разработку нормативов финансирования для дошкольных образовательных организаций. В рамках «смешанного» подхода имеет смысл устанавливать совокупность нормативов финансирования услуги по дошкольному образованию в зависимости от времени пребывания ребёнка в детском саду. Правда, применение такого подхода ограничивается отсутствием нормативных соотношений в проекте ФГОС (а возможно и в утверждаемом ФГОС) дошкольного образования.
Субъекты Российской Федерации на сегодняшний день также озадачены  проблемой «перекройки» средств консолидированного регионального бюджета. В условиях, когда регион берет на себя часть обязательств по финансированию образовательных организаций дошкольного образования, а дотационные муниципалитеты продолжают получать дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности по формуле, возникает проблема резкой нехватки средств регионального бюджета, так как простого перекладывание денег из кармана в карман не получается. Дотации  на выравнивание бюджетной обеспеченности не «окрашиваются» целями, на которые передаются деньги. Появление регионального норматива на дошкольное образование прогнозно приведёт к пропорциональному уменьшению объёмов ассигнований дошкольного образования на муниципальном уровне.

Снижение очерёдности в детские сады детей в возрасте от 3 до 7 лет
Достижение обязательств разные регионы собираются организовывать по-разному.
Наиболее распространённая мера – уплотнение детских садов (на основе возможностей, которые предоставляет СанПИН). В некоторых районных детских садах субъектов Российской Федерации численность детей в группах детских садов начала достигать 40.
Вторая по популярности мера сокращения очерёдности – строительство детских садов. Совершенно очевидно, что строительство детских садов не позволит быстро и эффективно сократить очередь в большинстве субъектов Российской Федерации (исключением из регионов ДФО и СЗФО стала только Новгородская область). Но в субъектах Российской Федерации меры по развитию свободного рынка услуг дошкольного образования пока даже не на этапе проектирования, а осознания проблематики.
В качестве обязательных составляющих модели снижения очерёдности детей в детские сады за счет активизации негосударственного сектора представители субъектов Российской Федерации называют следующие  виды преференций частникам:

  • уравнивание стартовых условий муниципальных детских садов и частников (наделение собственностью и землёй на условиях долгосрочной аренды, концессионного соглашения, безвозмездного пользования);

  • оказание помощи в рамках региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса;

  • обеспечение снижения административных барьеров;

  • оказание методической помощи в организации бизнеса в области предоставления услуг дошкольного образования.


Введение эффективного контракта. Повышение заработных плат педагогических работников дошкольных образовательных организаций
В рамках общественных обсуждений в федеральных округах моделей и механизмов реализации «дорожных карт» вопрос внедрения механизмов эффективного контракта в образовательных организациях дошкольного образования   упирался в две темы для обсуждения:
отсутствие возможности в соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования оценивать детские результаты, а уже по ним оценивать и труд педагога, и качество услуги дошкольного образования. Эта тема достаточно продуктивно решалась в рамках работы проектных групп на семинарах. Достаточно легко по каждому целевому ориентиру участники групп разрабатывали примеры систем показателей под каждый целевой ориентир в дошкольном образовании для оценки труда педагога и качества услуги дошкольного образования по результатам оценки образовательной среды (включая педагога – как важной составляющей среды). Таким образом, при условии, что на федеральном уровне будут созданы методические рекомендации (их могут разработать и эксперты АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика») эту тему можно эффективно «закрыть». Таким образом, в отсутствии описаний методик оценки детских результатов, как не парадоксально, система оценки качества дошкольного образования может быть выстроена эффективнее и быстрее, чем в общем образовании. Объяснение этому парадоксу – запрет аттестации детей по итогам получения дошкольного образования; отсутствие внятных ориентиров что из себя представляет эффективный контракт. Закреплённые в различных документах федерального уровня представления об эффективном контракте вырисовывают абсолютно формальную вещь – трудовой договор, содержащий минимальное количество условий оплаты труда, связанных с качеством труда педагога. Никакого содержательно продвижения в модернизации системы образования эффективный контракт в таком случае не позволит сделать. Формально регионы без труда отчитаются о 100% заключённых эффективных контрактах с руководителями и педагогами дошкольных образовательных организациях. Для большего успеха регионы просят предъявить форму эффективного контракта для работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы по уровням образования.
После публикации таких рекомендаций технический переход на эффективные контракты будет завершён субъектами Российской Федерации в дошкольном образовании за 4-5 месяцев.
Регионы беспокоит определение эффективного контракта, имеющееся в программе совершенствования систем оплаты труда в социальной сфере, согласно которому стоит задача связать показатели качества труда педагогов с показателями, по которым оценивают качество услуг, оказываемых организациями в рамках государственных (муниципальных) заданий. Косвенно такое определение фактически фиксирует, что заключение эффективного контракта в казенных образовательных организациях невозможен. Для ряда субъектов Российской Федерации это стало поводом для реализации масштабных действий по сокращению количества казённых образовательных организаций  за счет их отнесения к типу бюджетных.
Субъекты Российской Федерации констатируют, что средств на повышение зарплат педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций в 2013 году в региональных бюджетах недостаточно. В этих условиях некоторые субъекты Российской Федерации идут по пути интенсификации труда воспитателей за счет увеличения наполняемости групп в детских садах. В ряде регионов всерьёз рассматривают вопрос о введении «школярского» подхода к организации деятельности воспитателя в детских садах. Если услуга дошкольного образования будет нормирована в небольшом количестве часов, то воспитателю можно вменить реализацию меньшего (по сравнению со временем пребывания детей в дошкольной образовательной организации) количества часов. В таком случае и воспитателей потребуется немного, и средств на доведения среднего размера их заработной платы потребуется меньше.
Не включение в методику расчета норматива финансирования образовательной организации на реализацию ООП дошкольного образования расходов на заработную плату прочего (неосновного) персонала по мнению многих представителей регионов также позволит региональным финансовым органам «уложиться» в имеющиеся в регионе ресурсы для увеличения зарплат педагогических работников дошкольных образовательных организаций.
Роман Селюков

?

Log in

No account? Create an account