Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Многообразие – сила!
eurekanext
Адамский4_ЖЖ

Тема использования простых решений для сложных проблем стала актуальной в последнее время.
Но чем активнее эта тема обсуждается в СМИ, тем заметнее становятся действия, которые как раз и являются легковесными решениями сложнейших проблем. Одному из таких решений посвящен сегодняшний номер «iВО»: схеме отбора учебников. Подробно весь пакет материалов можно изучить здесь: http://minobr.gov-murman.ru/about/MOiN_MO/glas.html.
Я помню, как в середине семидесятых нас, учителей, заставляли отбирать у детей шариковые ручки, чтобы мы, в свою очередь, заставляли их писать перьевыми ручками.
Если бы это было при капитализме, можно было бы подумать, что существует картельный сговор компаний, выпускающих чернила.
Фантазия могла быть такая: чтобы распродать залежалый товар, они продавили решение педагогического начальства, Министерства народного просвещения, например. После этого правительство, ЦК партии и ВЦСПС приняли совместное постановление о бесплатном, т.е. за счет бюджета, обеспечении каждого школьника перьями и чернилами.
И вот незадача, с тлетворного Запада пришла мода на шариковые ручки!
Что делать?
Понятно что: ради исполнения закона (постановления, приказа, циркуляра) о всеобщем перьевом обучении и воспитании, а также в целях формирования и развития моторики мелких мышц и, разумеется, по многочисленным просьбам трудящихся, ведомство мобилизует миллионный корпус учителей и администраторов на борьбу за всеобщий ручко-перьевой сбыт.
Газета «Правда» и Центральное телевидение выпускают серию материалов о вреде шариковых ручек и клеймят несчастных наймитов Запада, осмелившихся разрешить ученикам их использовать.
Очень хотелось описать действия Академии педагогических наук, но учитывая драматические обстоятельства, в связи со смертельной болезнью РАО – рука не поднимается.
Но воображение и так рисует впечатляющие картины: республиканские и областные бюджеты выделяют средства на закупку чернил, а КГБ (напомню, середина 70-х) и ОБХСС (Отдел борьбы с хищениями социалистической собственности) начинают отлавливать чиновников, не закупивших чернила, и заодно директоров школ, которые не обеспечили чернилами всех учеников. И не дай бог с родителей соберут хоть копейку!
(Что за чертовщина приходит в голову?)
Секретарь ЦК, отвечающий за науку и учебные заведения, неоднократно обращал внимание партийных организаций на недопущение срыва государственной программы чернильной грамотности.
Конечно, отдельные умники, для которых абстрактный гуманизм дороже классовых ценностей, объявили, что учение с увлечением дороже хорошей каллиграфии, а педагогика сотрудничества предполагает иные пути развития функциональной грамотности, но передовой отряд сельских учителей и классных руководителей коллективно ответил отщепенцам! Пригвоздили к позорному столбу низкопоклонников!
(Чур меня, чур!)
И что самое важное: учителя боролись с шариковыми ручками со всей страстностью, искренне, свято веря в то, что в этом их миссия и состоит!
«Нам солнца не надо – нам партия светит,
Нам хлеба не нужно – работу давай!»
(Нет, этот дурной сон пора остановить!)
Какое это имеет отношение к сегодняшнему дню?
Ответ довольно странный. Ярость, с которой мы боролись за перьевое торжество, а фактически за привычный уклад школьной жизни, осталась нормой. Остервенение, с которым система привыкла цепляться и даже сражаться за укорененные способы обучения, – родовое свойство системы образования.
А кто играет на этом вечном инструменте – зависит от времени. Цари, большевики, капиталисты – кто умеет, у кого есть такое право, тот и играет.
А система подыгрывает, заглатывая наживку с первого заброса.
Какие дискуссии вокруг включения того или иного учебника в федеральный список!
Четыре экспертизы или две? Линейки и системы или разнородные учебники?
«Допущено» или «рекомендовано»?
Господа, вы всерьез полагаете, что свои знания любознательные подростки будут формировать по учебнику? Ну, в таком случае вы очень похожи на моего завуча, который нас инструктировал по поводу отбора шариковых ручек!
И дело не только в интернете, а в том, что вы не сможете цензурировать фильмы, дискуссии на ТВ, появление нового Пастернака или Солженицына. Или думаете, что сможете?
И снова – запреты на книги, фильмы и дискуссии?
Или на все подобные явления поставим знак «+70» и запрет смотреть, читать и слушать людям моложе 70?
Другой вариант – если у государства есть убежденный учитель, не просто всезнайка, а убежденный в том материале, в том содержании, которое он излагает ребенку.
И здесь у нас две проблемы.
Первая проблема в том, что, образно говоря, учитель не уверен, что перьевая ручка полезнее и лучше, чем шариковая.
А вторая проблема, что ребенок уже не сильно спрашивает, чем ему писать. Ну, то есть в классе он может и подчиниться, а вот смс-ку уже отошлет через айфон.

Мобилизационная роль образования была основой образовательной политики в прошлом. Самой известной формулой, иллюстрировавшей этот подход, было: «...Народное образование играет решающую роль в войне... когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». Это написал профессор географии из Лейпцига Оскар Пешель (кстати, его газета называлась «Заграница»), до нас формула дошла в виде фразы «Австрию победил прусский учитель», а со временем авторство стали приписывать Отто Бисмарку, в еще одной интерпретации: «Битву при Садове выиграл прусский школьный учитель». Истинная причина победы пруссаков над австрийцами в этом сражении многим историкам видится в том, что казнозарядные винтовки пруссаков были гораздо эффективнее дульнозарядных штуцеров австрийцев. Но разве это фраза: «Войну при Садове выиграли казнозарядные винтовки!»? А вот школьные личностные, предметные и метапредметные результаты учеников прусских учителей, к тому же вооруженных игольчатыми винтовками, оказались гораздо выше личностных и т.д. результатов учеников австрийских учителей, да и стреляли они, заряжая свои ружья через дуло.
Но главная идея: «...Народное образование играет решающую роль в войне...»!
Еще одна широко известная максима относительно воинствующего значения образования была выдвинута за два с половиной века до сражения при Садове одним из основателей эмпиризма Фрэнсисом Бэконом: «Знание – сила!», этот его афоризм стал одним из «идолов» мышления политиков.
И хотя основатель экспериментальной науки хотел избавить сознание людей от заблуждений-«идолов», обратить мышление к опыту и к эксперименту как основному способу проверки опыта, в политике его тезисом воспользовались диктаторы.
Многие из них (Ленин, Сталин, Гитлер) решили, что сила у того, кто определяет, что граждане могут (должны) знать, а чего они знать не могут (не должны).
И в этом смысле знание – власть!
Это стало основой образовательной политики диктаторских режимов и остается до сих пор главным механизмом промывки мозгов, особенно в условиях ограничения СМИ, ТВ, интернета и поездок за границу.
Собственно, отсюда и механизмы отбора книг для библиотек, отбора материала для программ, произведений для уроков, научных открытий и теорий для преподавания.
Вместо того чтобы установить общие принципы написания учебников и образовательных программ – натуральное описание учебных материалов и список учебников. Просто и надежно!
Если в общественном сознании доминируют единые смыслы, установки и даже ценности – управлять таким сознанием не трудно. А если эти смыслы, установки и ценности еще и специально, целенаправленно формируются правящим политическим классом – совсем хорошо! Знание – сила!
Проблема такой политики только в том, что для ее реализации не только система образования должна быть замкнутой, закрытой, но и вся система жизни людей должна быть сильно ограниченной. Нужен «железный занавес», чтобы внешние сигналы не мешали целенаправленному формированию заданных установок.
А если мир прозрачен и «продуваем» всеми информационными и интеллектуальными ветрами, то выстраивать жесткую структуру знания, конечно, можно, только реализовать ее трудно.
Нужен жесткий и тотальный репрессивный механизм: «Шаг вправо-влево – считается побегом и карается расстрелом». А как вы хотели? «Знание – сила!»
Другой проблемой мобилизационного подхода к образованию, на мой взгляд, является то, что основной задачей такой школы все-таки остается «битва при Садове».
А если битвы не будет, то для мирного созидательного труда, в условиях мировой конкурентности и мобильности рынка труда, такое образование малоэффективно.
Потому что развитие экономики и социально-политическое развитие сегодня требует максимальной открытости для самореализации разных способностей и талантов, иногда даже непредсказуемо эффективных.
Многообразие – сила!
И вот для решения такой задачи образования требуются гибкие нормы формирования содержания образования, основанные на активности и ответственности самих школ и учителей. А попытки централизованного регулирования содержания образования (чего так добиваются оппозиционные силы в парламенте), концентрация федеральным органом образования на себе механизма отбора учебников и таким образом управления знанием – приведут к потере эффективности образования.
Слишком громоздко, негибко, слишком просто, при всей кажущейся убедительности.
Впрочем, о таком способе управления лидер партии «Единая Россия» уже написал в своей статье «Время простых решений прошло».
Есть такой анекдот про белорусских партизан, которым не сообщили, что война закончилась победой Советского Союза, и они продолжали пускать под откос поезда.
Может, кто-то сообщит в Министерство образования, что время простых решений прошло?
А то неудобно как-то получается…
Александр Адамский

  • 1
Я СЕГОДНЯ ПРЕБЫВАЮ В ШОКОВОМ СОСТОЯНИИ! ВОЗМУЩЕНИЮ МОЕМУ НЕТ ПРЕДЕЛА! НАШЕЛ САЙТ, НА КОТОРОМ ВСЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПАСПОРТНЫХ ДАННЫХ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ВИСИТ В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ! МНЕ НУЖНО ХОТЬ КАКОЕ-ТО ПРОЯСНЕНИЕ ТОГО, ГДЕ БЕРУТ ЭТУ ИНФОРМАЦИЮ, КТО БЕРЕТ, КТО ВЫКЛАДЫВАЕТ ЕЁ В СЕТЬ И КАК МНЕ ТЕПЕРЬ ЕЁ УБРАТЬ? ВЕДЬ С ЭТОЙ ИНФОЙ НА КАЖДОГО ИЗ НАС МОЖНО ПОВЕСИТЬ ЛЮБОЙ КРЕДИТ! ВСЕ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОДРОБНОСТИ ТУТ...































































































.

Отлично написано! Особенно про то как действовала государственная машина при старом режиме. Поиски и желание ее вернут, сделав шаг назад, вряд ли правильно. А вот не спешить принимать невыполнимые решения было бы очень к месту.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account