?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Кризис младшего возраста
eurekanext
Адамский4_ЖЖ

Указанная президентом ликвидация очередей в детские сады, с высокой долей вероятности, не произойдет.
Надеяться исключительно на стройку и не поощрять равноценные альтернативы было слишком самонадеянно со стороны правительства.
Неверная тактика породила несколько серьезных негативных экономических и социальных эффектов.


Когда в середине нулевых правительство и президент В. Путин объявили о национальных проектах, в частности о материнском капитале, то руководители страны надеялись, но в глубине души, наверное, не очень верили в то, что это сработает.
Иначе параллельно начали бы работу по обеспечению мест для будущих малышей в детских садах.
Но такого проекта не возникло, а сейчас вдруг обнаружилось, что сработали не только призывы «плодитесь и размножайтесь», но призывы работать молодым матерям.
И вот прошло семь лет, стало очевидно, что дети родились, мамы хотят работать, а мест в детских садах не хватает.
И издал президент 7 мая 2012 года указ, и увидел, что это – хорошо.
И сказал он ликвидировать очереди в детские сады, чтобы все мамы могли работать, а все дети могли там играть, и чтобы было всем хорошо.
И мамы подумали тоже, что это хорошо.
И стали ангелы, то есть простите, ради бога, правительство, делать так, чтобы наступило это «хорошо».
И не смогли.
Потому что когда открыли глаза, то увидели:
По прогнозам Федеральной службы государственной статистики, количество детей возраста 3–7 лет в России составит в 2018 году 8,47/8,77/8,98 млн человек (низкий, средний и высокий варианты прогноза). В 2012 году детей этого возраста насчитывалось 7,65 млн. Таким образом, по самому пессимистичному прогнозу в 2018 году в России должны быть созданы 820 тыс. дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях. Средний прогноз предполагает, что потребность в местах в ДОО возрастет на 1,12 млн мест. Высокий прогноз – 1,33 млн мест. И это даже не учитывая того факта, что и текущая потребность в местах в ДОО составляет более миллиона мест.
Сейчас уже почти очевидно, что указы президента от 7 мая прошлого года в части ликвидации очередей в детские сады выполнены не будут.
Отдельный вопрос, надо ли было сдвигать задачу обеспечения дошкольным образованием и развитием на задачу ликвидации очереди? На мой взгляд, это подмена смыслов, сдвигающая мотив на цель, в результате в некоторых регионах очередь – снижается, а потребность в дошкольном образовании – не снижается. Но здесь – как у классика:

«Пусть жираф был неправ,
Но виновен не жираф,
А тот, кто крикнул из ветвей:
– Жираф большой, ему видней».


Я был бы рад ошибиться, но тогда к 1 января 2016 году должны быть предприняты беспрецедентные меры, сравнимые по усилиям с запуском ракеты в космос в 1961 году, или намного больше, чем подготовка к Олимпиаде в Сочи в 2014 году.
Оказалось, что построить детский сад – безумно дорого, одно место стоит от 400 тыс. до 900 тыс. рублей.
В результате это задачка примерно на триллион рублей, имея в виду не только стройку, но и содержание и зарплаты работников, оборудование и все прочие затраты. Выделенные 50 или даже 100 млрд рублей дело не решают.
И почти все ждут, что эти деньги потекут из Москвы.
Централизованное, ручное, натуральное регулирование обеспечения граждан дошкольным, школьным образованием (ключевая, на мой взгляд, ошибка правительства) приводит к тому, что, во-первых, муниципальная власть ведет себя пассивно и полностью сваливает вину за необеспечение граждан услугами образования на центральную власть.
Вам кто обещал, что ребенка запишут в детский сад? Президент? Ну, пусть он его и устраивает!
Кто вам обещал зарплату как в экономике региона? Президент? Ну, так и все вопросы – к президенту!
И кабинет министров эту линию всячески поддерживает. То министр образования вдруг скажет, что ликвидирует все очереди в детский сад к 2018 году! Как он это сделает? Это не его полномочия, не его (в смысле не министерства) деньги, это вообще местного самоуправления обязательства, отчасти региона.
То вице-премьер устроит разнос на селекторном совещании нерадивых региональных чиновников, которые не достигают намеченных правительством показателей!
А федеральные показатели должны быть достигнуты за региональные средства? А средств как раз в регионе и нет!
И регионы пускаются во все тяжкие. Например, берут кредиты для выполнения социальных обязательств. И многие эксперты предрекают грядущее банкротство регионов по этой причине.
«О новых займах на сумму свыше 3,2 млрд рублей объявило правительство Нижегородской области. На начало октября запланировано сразу девять, семь из которых на сумму 400 млн рублей, другие – на 250 млн и 150 млн. На начало августа сумма госдолга региона составила 42 млрд рублей при запланированных доходах 108,2 млрд рублей.
Также 13 аукционов по кредитованию в ближайшее время намерено провести правительство Омской области. Общая сумма кредитов составит около 3,9 млрд рублей.
На 1 сентября исторического максимума достиг госдолг Брянской области, только за этот год выросший почти на 2 млрд рублей, – 8,4 млрд рублей».

«По данным Минфина на 1 августа, лидерами по госдолгу среди регионов России стали: в ЦФО – Москва – 176 млрд, Тверская – 20,8 млрд и Рязанская области – 20,7 млрд; в СЗФО – Вологодская – 28,11 млрд, Архангельская область – 23 млрд и Санкт-Петербург – 20,6 млрд; в ЮФО – Краснодарский край – 80,9 млрд и Волгоградская область – 28,9 млрд; в СКФО – Ставропольский край – 13 млрд; в ПФО – Татарстан – 85,5 млрд, Нижегородская – 42 млрд и Саратовская области – 40,8 млрд; в УФО – Свердловская область – 18,3 млрд; в СФО – Кемеровская область – 32,4 млрд, Красноярский край – 31,4 млрд и Омская область – 22,9 млрд; в ДФО – Якутия – 19,5 млрд и Амурская область – 16 млрд».
http://izvestia.ru/news/557323
Централизация, ручное управление дошкольным образованием привели не только к чрезвычайно сложному положению регионов, но и к, прямо скажем, ползучему оппортунизму местных властей.
Дадите деньги – выполним наши обязательства. Не дадите – мы не виноваты.
Недавно разговаривал с одной руководительницей городской системы образования о перспективах выполнения указов 7 мая по дошколке. Первое, что она мне сказала: «А вы знаете, что у нас финансовый норматив совсем не такой, как в Москве!» Подразумевалось, что когда будет такой как в Москве – тогда и поговорим о потребностях граждан в детских садах.
Правда, потом выяснилось, что муниципального финансового норматива (на содержание зданий) в этом городе вообще нет. Зато каждый месяц в очередь на детский сад добавляется около 300 малышей. Это примерно 1,5 детского сада нужно вводить каждый месяц. Но это – плюсом к очереди, около 10 тыс. малышей. Федеральных денег хватит, чтобы дать места 500–600 детям. Негосударственных садов и других форм предоставления услуги дошкольного образования и развития практически нет. Понятно почему: это же, во-первых, крупная головная боль – стимулировать инвестиции в частный сектор, чтобы было инвесторам выгодно. А во-вторых, не мэр же города обещал каждому ребенку детский сад – президент!
А соревнование между мэрами идет не по удовлетворенности собственных граждан, а по выполнению показателей перед центральной властью.
Итак, первое зло от излишнего централизованного регулирования – оппортунизм местных властей.
А второе – формирование устойчивого инфантилизма граждан.
«Надейся только на государство – оно всесильно и только оно тебе поможет!»
И конечно, если что-то в жизни не заладилось – кто виноват?
Это такая очень сильная педагогика – ты никто, ты слабый и от тебя ровным счетом ничего не зависит, ты ничего не можешь, проси у государства, а не дает – требуй!
А если мы с друзьями, с соседями, с коллегами, партнерами – сами что-то придумаем. По очереди с детьми сидеть будем или партнерство такое создадим, или наймем, арендуем, ну, сами сделаем?
Да, пожалуйста, только мы же проверим – соответствует ли правилам и нормам, все ли по закону, все ли бумаги в порядке?
Ну что ж мы, враги своим детям?
Да так-то оно так, но проверить-то надо?
Культура отчета и контроля, проверок и надзора – убивает и частную инициативу, и опору на самих себя.
Подведем итоги.
Очередь в детские сады до 2018 года ликвидирована не будет.
Но это еще полбеды, а вот то, что и в других формах малышам не будет обеспечено нормальное дошкольное детство, а их мамам – условия для максимальной самореализации и обеспечения достатка семьям, это уже беда.
Причина, на наш взгляд, в том, что правительство решило из всех способов решения этой задачи выбрать самый простой – все взять в свои руки и под диктовку (т.е. по централизованным показателям) заставить муниципалитеты построить немыслимое число детских садов, не дав при этом соответствующих денег (об «дать» – не может быть и речи, это в принципе невозможно!).
Кроме очевидных внешних эффектов, этот кризис младшего возраста имеет еще и невидимые миру последствия: снижение авторитета власти (муниципальной и всех других уровней), усиление патернализма в обществе.
А вообще-то наш номер о дошкольном образовании и развитии детей, читайте блестящие материалы психологов и педагогов, немного дошкольной экономики, немного о тонкостях ФГОСа дошколки.
Я думаю, что дети – самая содержательная часть проблем дошкольного образования. С этим справиться можно.
Со взрослыми – беда прямо.
Александр Адамский

  • 1

Поручение вполне выполнимо.

Александр Адамский конечно далек от проблемы, многое напутал, но есть здравые мысли, хотя с его выводами я не согласен.
Почему то год решения проблемы принят 2018 год, хотя президент более точно назвал дату – 1 января 2016 года.
Про то, как считать потребность на детсады не особо заморачивался, взял только прирост, хотя и сам пишет, что миллионы еще стоят в очереди, что в разы больше, чем ту потребность, что он посчитал. Согласен, что всего детей с 3 до 7 лет, где то 8 млн. будет к 2016 году. Сейчас в детсад ходит около 6 тыс. детей. Причем это с уплотнением примерно в 20-25%. И сейчас ходит еще примерно 15% льготники до 3 лет. Это 0,9 млн. Примем 1 млн. Тогда реально мест сейчас для трехлеток только 5 млн. А надо 8 млн. Следовательно надо ввести новых 3 млн. мест. Затраты на ввод нового места в среднем программой развития определены в 600 тыс. , тогда надо еще 1800 млрд. руб.
Я не согласен, что такие затраты нереальны для России. На олимпиаду планируют 1500 млрд. руб. На чемпионат 1300 млрд. руб. На один саммит в Владивостоке затрачено 660 млрд. руб. Сколько на пару десятков дворцов Президенту каждый по 1,5-2 млрд. руб.? А нам утверждают – не реально?

Полностью согласен с приведенными данными, что государство дало на решение проблемы крохи, все го то 50млрд. руб. Сперва Путин дал всего 1 млрд. руб., потом удвоил, потом добавил еще 7 в виде займов. Все равно мало, и только тогда, дал заначку в 50 млрд. руб. – на эти деньги можно построить 100 тыс. мест! При потребности 3 000 тыс. мест! Вот так работают эффективные менеджеры при решении социальных проблем.
Полностью согласен:
«Отдельный вопрос, надо ли было сдвигать задачу обеспечения дошкольным образованием и развитием на задачу ликвидации очереди? На мой взгляд, это подмена смыслов, сдвигающая мотив на цель, в результате в некоторых регионах очередь – снижается, а потребность в дошкольном образовании – не снижается»
Я бы сказал это вылилось в подмену конституционных понятия «дошкольное образование». Не выделив финансирование, требует от регионов решение задачи. И регионы начали искать пути. И нашли много путей их решения.
А вот с этим не согласен:

А вот с этим не согласен
«Очередь в детские сады до 2018 года ликвидирована не будет»
«Причина, на наш взгляд, в том, что правительство решило из всех способов решения этой задачи выбрать самый простой – все взять в свои руки и под диктовку (т.е. по централизованным показателям) заставить муниципалитеты построить немыслимое число детских садов, не дав при этом соответствующих денег (об «дать» – не может быть и речи, это в принципе невозможно!).»
Во первых с последним заключением, не дать, на олимпиаду дали, на чемпионат дали, на саммит дали, дворцы построены! Второе, государство далеко не ставило задачу тупо строить, Путин об этом и не говорил, он говорил о «ликвидации очереди»! А это не только строить. Перефразировав классика – смотря как считать эту очередь? Министр образования уже сократил очередь почти в двое, теперь дошкольное образование у нас сокращено с 7 лет до 4 лет. Детей до 3 лет этот министр образования Ливанов ВЫБРОСИЛ из очереди. Нет очереди – строить не надо. Этот миллион детей ясельного возраста, которые сейчас посещают детсад будут последними, дальше эти группы будут закрыты. По новому закону теперь родителя дошколят предоставят только КОНСУЛЬТАЦИЮ, как воспитывать детей. Из одного миллиона мест ясельного возраста сделают два миллиона подготовишек. Вот уже реально выполнение поручения Путина на две трети.
Следующий резерв не строя увеличить места – закрытие спортзалов. В стране более 40 тыс. детсадов, закрытие 40 тыс. спортзалов, даст еще 40тыс.*30=1,2 млн. дополнительных мест! Вот вам и проблема решена, поручение Путина выполнено, и строить ничего не надо! А еще есть уплотнение, главный коновал России разрешил уплотнять детей, как селедок в бочке, санитарные нормы для детей сделал «рекомендательными», главное вовремя форточку открыть вовремя и предупредить не ходить во время проверок.
Про кредиты, конечно хорошо, Путин заставлял брать. Свердловская область отказалась брать кредит под детсады, отдавать в разы больше.
«Централизация, ручное управление дошкольным образованием привели не только к чрезвычайно сложному положению регионов, но и к, прямо скажем, ползучему оппортунизму местных властей.»
Слово «оппортунизм» считаю здесь не подходит. Политику местной власти определяют федеральные законы, так что все определяет Путин, а не местная власть. «Дадите деньги – выполним наши обязательства. Не дадите – мы не виноваты»
Все верно, нет денег нет детсадов.
«Я был бы рад ошибиться, но тогда к 1 января 2016 году должны быть предприняты беспрецедентные меры, сравнимые по усилиям с запуском ракеты в космос в 1961 году, или намного больше, чем подготовка к Олимпиаде в Сочи в 2014 году.»
Верный вывод, почему то он приходит на ум всем, кто хоть немного знаком с проблемой, а вот эффективные менеджеры по ежегодному удвоению капитала миллиардеров, при решении социальных задач садятся в лужу, этого не видят.


то стандарт ЛИКВИДАЦИИ дошкольного образования!


«А если мы с друзьями, с соседями, с коллегами, партнерами – сами что-то придумаем. По очереди с детьми сидеть будем или партнерство такое создадим, или наймем, арендуем, ну, сами сделаем?
Да, пожалуйста, только мы же проверим – соответствует ли правилам и нормам, все ли по закону, все ли бумаги в порядке?
Ну что ж мы, враги своим детям?
Да так-то оно так, но проверить-то надо?
Культура отчета и контроля, проверок и надзора – убивает и частную инициативу, и опору на самих себя.»
С этим полностью не согласен. Почему то все хотят решить проблему на триллионы рублей на коленках, на плечах частника. Как будто это вязание метелок. И государство Путина, коновал Онищенко, по просьбе губернаторов, членов партии Единая Россия, уже давно только и делают для детей, для этих хозяев миников, это отмену санитарных норм, превращение муниципального детсада в забегаловку в двухкомнатной квартире, с низкими потолками, отсутствием пищеблока и прочими действиями, отвратительными для положения детей. И все равно миники не выдерживают конкуренцию с муниципальными. И вот Министр образования решил добить детсады, запретил финансировать образование в яслях! Убрал конкурентов.
«Культура отчета и контроля, проверок и надзора – убивает и частную инициативу, и опору на самих себя.» А отсутствие контроля – убивает муниципальный детсад, убивает дошкольное образование! Частная инициатива на свой страх, риск и нечего для этого убивать муниципальный детсад, нарушать Конституцию РФ!

«немного о тонкостях ФГОСа дошколки» - Эти тонкости отвратительны! Это стандарт ЛИКВИДАЦИИ дошкольного образования! К чертовой матери этих кандидатов и докторов за этот стандарт на нулевом уровне!


  • 1