Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Плата за присмотр и уход
eurekanext
славин_ЖЖ

Наступление нового учебного года совпало с вступлением в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации», снявшего уничтожение осуществившего ранее  ограничения родительской платы. До 1 сентября 2013 года действовала норма, в соответствии с которой за счет платежей семей детские сады могли покрывать не более 20% осуществляемых ими расходов. То есть реально родители платили не более чем пятую часть от стоимости пребывания их детей в детских садах. На практике же родительская плата была еще меньше. В логике софинансирования она могла быть любой, ее величина была законодательно ограничена сверху.

Что изменяется со вступлением в силу нового закона? Уже неоднократно обсуждался вопрос, связанный с разделением услуг на присмотр и уход и обучение. В действительности формальное разделение произошло уже раньше, но выделение присмотра и ухода как «комплекса мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня» как отдельной услуги, реализация которой должна быть обеспечена финансированием, теперь случившийся факт. В законе целая статья посвящена тому, как должна взиматься плата за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования. Она определяет порядок ее установления, компенсации, расчета среднего значения и т.д., однако нет ни слова о том, как ее рассчитать. Сколько нужно взять с родителей, чтобы обеспечить реализацию требуемого «комплекса мер»? Что учесть при расчете? Видимо, в логике авторов закона этот «комплекс мер» – нечто само собой разумеющееся, причем не очень затратное, иначе снятие прежнего ограничения – это прямой ответ обществу, что новый закон сделает дошкольное образование более дорогим (я говорю об образовании, так как присмотр и уход – обязательная составляющая обучения детей, по крайней мере в группах с режимом пребывания более пяти часов, и от него нельзя просто отказаться). В свете писем Минобрнауки о необходимости сдержать рост родительской платы сложно поверить во второй вариант.
Таким образом, мы имеем дело с задачей, которую решают тысячи учредителей – «сколько должен стоить для родителей присмотр и уход?». И решают, к глубокому сожалению, по-разному и зачастую с «помарками» и ошибками. Действительно, если начать самостоятельно анализировать, какие расходы должны производиться в рамках реализации присмотра и ухода, то полет фантазии может привести к совершенно разным выводам. В результате один учредитель (муниципалитет) решает, что родители должны платить за работу нянечек, поваров, продукты питания, другой включает в величину родительской платы и весь хозяйственно-административный персонал, третий – только продукты питания. Соответственно и родительская плата за присмотр и уход в муниципалитетах будет отличаться в разы. Но действительно опасной игра в угадывание «справедливой цены» становится, когда ее назначают, не обращая внимания на реальные расходы учреждений, что сейчас чаще всего и происходит. Финансовое обеспечение учреждения – вопрос, требующий комплексного решения. В своей совокупности деньги, выделяемые на оказание образовательных услуг, родительская плата за присмотр и уход и прочие целевые субсидии должны покрывать все расходы учреждения, поэтому прямое замораживание величины платы, взимаемой с семей, без соответствующей компенсации из других источников заведомо ставит учреждения в ситуацию, в которой они вынуждены экономить на одних расходах, чтобы осуществить другие.
Решение этой проблемы – воля Минобрнауки РФ. Именно федеральное министерство должно взять (и в настоящий момент, пусть это и очень поздно, берет) на себя ответственность за решение задачи выстраивания единой логики финансового обеспечения образовательных организаций. Методические рекомендации готовы и ждут отправки в регионы, чтобы попасть, в свою очередь, на столы учредителей. В них единый подход к определению родительской платы, зафиксировано, какие расходы должны оплачивать родители, какие – государство. И с родителей в соответствии с ними предполагается брать за минимум: продукты питания, повара, швеи, кастелянши, то есть только за то, что абсолютно никак нельзя отнести к образованию (стирка, глажка, готовка). За все остальное заплатит государство. Дело остается только за тем, последуют ли регионы и местные органы власти этим рекомендациям. Практика показывает, что это случается не в обязательном порядке.
В качестве завершения хотелось бы привести цифры, которые наверняка многих волнуют. Сколько же все это в рублях? Если мы посчитаем только те расходы, что предлагает учитывать Минобрнауки, то, конечно, в зависимости от региона «справедливая» плата за присмотр и уход составит 2–3 тыс. рублей (и это, еще раз подчеркну, только в том случае, если муниципалитеты и регионы учтут соответствующие рекомендации, иначе сумму можно смело увеличивать в пару раз). Ведь только суточный рацион в соответствии с СанПиНом – это не менее 80–90 рублей в сутки. Но родителям надо объяснить, что на эти деньги образовательная организация обеспечивает выполнение части их (родительских) функций.

Семен Славин,
старший научный сотрудник ФГАУ ФИРО

  • 1

Что входит в комплекс мер?

"Видимо, в логике авторов закона этот «комплекс мер» – нечто само собой разумеющееся". Я не могу найти что конкретно входит в этот комплекс. В СанПин 2.4.1.3049-13 есть кое что, но... Кто знает что входит в это понятие "комплекс мер"? Я считаю, что в услугу "присмотр и уход" входит: оплата труда работников кроме преподавателей, все коммунальные, связь, все что входит в статьи "содержание имущества" и "прочие работы и услуги", поступление нефинансовых активов и основных средств. Часть из этого оплачивается родительской платой. Права ли я? Кто знает, дайте разъяснение, пожалуйста.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account