?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Развивать каждого ребенка
eurekanext
Гребенкина_ЖЖ
Начавшийся учебный год знаменателен для системы дошкольного образования тем, что многое происходит впервые. Впервые дошкольное образование стало первым уровнем системы общего образования и это закреплено законодательно, впервые будет утвержден стандарт дошкольного образования, принципиально отличающийся от всех существующих образовательных стандартов – прежде всего тем, что никакой итоговой аттестации выпускников детских садов проводиться не будет. Впервые государство создает законодательную базу для развития негосударственного сектора в сфере дошкольного образования, а также законодательно закрепляет ответственность семьи за воспитание своих детей. Вступивший в силу новый закон «Об образовании в РФ» открывает новые горизонты для развития системы образования в целом и дошкольного образования в частности. Но, как известно, от бумаги до головы путь длинный, поэтому сейчас важно найти эффективные механизмы сокращения этого пути.

В Тюменской области содержательные изменения в системе дошкольного образования начали происходить задолго до появления нового закона. Было это продиктовано самим временем: другие дети (а они – другие!) стали нуждаться в другом образовании, в других педагогах. Наталкивали на необходимость поиска новых подходов к дошкольному образованию и такие тревожные сигналы, как заорганизованность детей, преобладание командно-авторитарного стиля руководства детьми, ограничение возможности свободно передвигаться сообразно физиологическим потребностям дошкольного возраста, пространственная неизменность, одни и те же временные режимные рамки и педагогические подходы для разных детей и разных потребностей и т.д. Все это стало основанием для разработки региональной примерной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика», в которой были сформулированы основные принципы организации образовательного процесса и общие требования к созданию предметно-развивающей среды, к формам взаимодействия и общения взрослых и детей в современной ситуации. Программа была разработана в 2008 году, и сегодня на ее основе 47% дошкольных учреждений области разрабатывают собственные образовательные программы.
Программой «Мозаика» нам было важно сориентировать дошкольное образование на необходимость, максимально учитывая индивидуальный потенциал каждого ребенка, социализировать его в современных условиях жизни и заложить основы дальнейшей успешности независимо от места жительства, национальной принадлежности, состояния здоровья детей. Надеемся, что именно такие подходы к организации образовательного процесса будут нормативно закреплены и в стандарте дошкольного образования, что позволит детям полноценно, насыщенно и интересно проживать свое дошкольное детство.
Зная, что любая, даже самая гениальная, идея может превратиться в свою противоположность, важно без фанатизма, очень взвешенно и разумно подходить к ее внедрению, не забывая главный принцип – «Не навреди!». Не стоит забывать, что для большинства педагогов новый стандарт – это новая социальная ситуация профессионального развития, требующая иных способов построения взаимодействия педагога с ребенком и его родителями.
Приведу пример, на мой взгляд, достаточно показательный. Одним из принципиально важных изменений традиционно устоявшихся подходов к организации образовательного процесса в Тюменской области в 2009 году стал отказ от жестко регламентированных занятий, которые на тот момент стали напоминать школьные уроки и требовали от детей высокой степени произвольности поведения, не свойственной дошкольному возрасту. Педагогам предложили решать образовательные задачи в самых разнообразных ситуациях, этому способствующих. На первый взгляд казалось, что такой подход будет воспринят педагогами на ура (такое поле для творчества!), но на практике сложившиеся стереотипы педагогического поведения оказались сильнее. К тому же значимой мотивации к переходу на другие формы взаимодействия с детьми у педагогов тоже не было, многие хотели получить четкие указания и алгоритмы дальнейших действий. И это понятно, ведь большинство педагогов, работающих сегодня с детьми, как, впрочем, и многие родители, вышли из репродуктивной авторитарной системы образования, где важно было запомнить определенный объем готовой информации, выданной учителем, и в нужный момент продемонстрировать возможности своей памяти. В этой системе не принято было демонстрировать свою любознательность, задавать много вопросов, вступать в дискуссии, аргументировать свою позицию – все это делало ученика белой вороной, объектом для насмешек. Жизнь же показала, что именно эти качества во многом определяют сегодня успешность человека. Стремительно меняющаяся социально-экономическая ситуация потребовала от людей совершенно иных качеств и способностей. Сегодня педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы ребенок максимально развивался, овладевал различными способами действий в проблемных и неопределенных ситуациях, научился находить собственные варианты решений. Для этого нужно отойти от старых стереотипов и сформировать иную модель взаимоотношений всех участников образовательного процесса.
Приведенный пример говорит о том, что недостаточно каким-то программным или нормативным документом закрепить «правила игры», хотя это тоже очень важно, нужно сделать так, чтобы всеми эти правила были приняты, чтобы им следовали осознанно, понимая их преимущества, а главное, чтобы в личном опыте педагогов появились такие формы взаимодействия, которые мы хотим культивировать в системе дошкольного образования: развивающее общение, сотрудничество, умение создавать ситуацию выбора и другие. Очевидно, что педагог может использовать в работе с детьми только те способы, которыми он сам пропитан, которые органично присутствуют в его личном опыте. Такой опыт педагог может приобрести, разрабатывая и реализуя собственные проекты, участвуя в тренингах и дискуссиях, проектируя различные социальные ситуации, играя, если хотите. Только представьте, сколько сегодня нужно создать таких мест, где такой опыт педагог сможет приобрести, учитывая, что лет 10–15 до этого его образование проходило совершенно в другом формате. Поэтому на данном этапе стоит задача перенастройки всей системы методического сопровождения, подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации. Задача эта очень сложная еще и потому, что и во всех этих системах преобладающее большинство составляют люди, также образованные в другой системе координат. Найти педагогов, способных по-другому строить отношения с детьми, сформировать из них тьюторские команды – это то, что уже удалось сделать. Именно этим педагогам отводится сегодня роль сподвижников, способных убедить, вдохновить, сформировать сообщество единомышленников, именно им предстоит «сказку сделать былью», задать новые ориентиры профессионального становления. Кроме того, и введение эффективных трудовых контрактов, и совершенствование системы распределения стимулирующих выплат, безусловно, позволят в большей степени замотивировать работников на необходимые изменения.
Учитывая, что в ситуации конкуренции качественные изменения происходят интенсивнее, в Тюменской области реализуется комплекс мероприятий по оказанию содействия развитию негосударственного сектора в сфере дошкольного образования: предоставление целевых займов и субсидий на частичную компенсацию затрат, передача в аренду на льготных условиях нежилых помещений, помощь в организации питания и медицинского обслуживания, содействие в благоустройстве прогулочных площадок, снятие административных барьеров для развития индивидуального предпринимательства, оказание информационной поддержки, осуществление систематического взаимодействия с общественными организациями и Тюменской региональной ассоциацией детских развивающих центров и др. В настоящее время около 35 частных детских садов и детских развивающих центров предоставляют услуги дошкольного образования, их посещают более 2,5 тыс. детей. Среди частных образовательных организаций, предоставляющих услуги детям дошкольного возраста, шесть имеют лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам дошкольного образования и финансируются в соответствии с установленным нормативом, 11 индивидуальных предпринимателей являются получателями субсидий из средств местных бюджетов на частичную компенсацию затрат в связи с оказанием услуг по содержанию, уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста. В современных демографических условиях при образовавшемся дефиците мест в детских садах механизмы конкуренции пока не оказывают существенного влияния на качественные преобразования. Ликвидация очередности в детские сады, увеличение количества частных дошкольных организаций, возникновение ситуации, когда родители смогут из большого количества предлагаемых вариантов получения дошкольного образования выбирать именно тот, который соответствует их запросам и потребностям, будут стимулировать качественные изменения и способствовать достижению современного качества дошкольного образования в большей степени.
Сегодня в детском саду мы хотим видеть атмосферу сотрудничества, интересных и полезных дел. Важно, чтобы ребенок с желанием шел в детский сад, максимально развивал там свои способности и задатки, приобретал опыт общения с разными людьми в разных ситуациях, чтобы родители доверяли профессионализму специалистов, работающих сегодня в системе дошкольного образования. В конце этой недели традиционно будет отмечаться День работников дошкольного образования, с которым хотелось бы поздравить всех, кто имеет отношение к такому важному периоду жизни человека, как дошкольное детство – все мы родом оттуда.
Наталья Гребенкина,
начальник отдела дошкольного образования департамента образования
и науки Тюменской области