?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Каким быть?
eurekanext

Наша задача – справиться с непредсказуемостью будущего.
Любая цель воспитания – вещь парадоксальная. С одной стороны, казалось бы, никак нельзя обойтись без цели, в противном случае и воспитания не получится. Но одновременно, как только мы принимаем цель, мы сразу же становимся на путь навязывания, более или менее изощренного, исхитряющегося, введения воспитания в более или менее строгие рамки.

Возьмем для примера счастье ребенка как цель воспитания. Одно дело – счастье ребенка в нашем понимании, другое – в его собственном. Ясно при этом, что ребенок может быть счастлив и без всякого специального осознания этого состояния и тем более пути к нему. Можно ли железной рукой вогнать растущего человека в счастье?

Или возьмем парадоксальность такой цели обучения и воспитания, как идеальная личность – наше представление об идеале. Опять-таки это представление взрослых, представление, принимающее в расчет или не принимающее в расчет, в зависимости от обстоятельств, будущего ребенка (оно не принимается в расчет, когда взрослый просто хочет от ребенка, чтобы он делал то, что взрослому спокойно, выгодно, удобно и т.д.). Но наше представление о будущем часто путанно, оно ни при каких обстоятельствах не может быть точным – по природе вещей. Но предположим, что мы угадаем будущее мира, в котором ребенку предстоит жить, который ему предстоит продолжать после нашей смерти, без нас. Имеет ли это будущее и самого ребенка, и изменяющегося мира непосредственное отношение к сегодняшнему ребенку? Это будущее от него далеко, чуждо ему, непонятно, и он будет во многом прав, если не согласится ради этого будущего жертвовать чем-то существенным и важным из своего настоящего. Таким образом, проблема целей – это еще и парадокс взаимоотношений между будущей и настоящей жизнью человека.

Здесь возникает еще более трудный, еще более общий вопрос, также весьма парадоксальный. А насколько велика роль детства во взрослой, так сказать, будущей жизни ребенка? С одной стороны, казалось бы, человеческая жизнь есть непрерывная, сплошная видеолента, и каждый следующий в ней кадр может появиться исключительно только после предыдущих. Но жизненный опыт, наблюдения, раздумья, анализ – все говорит о том, что в жизни нередко бывает не так. В некоторых моментах своего существования человек, его личность, характер, поведение и судьба даже представляют собой некий монтаж из отдельных кадров. А случается, когда первая, детская, подростковая часть «видеофильма» вроде бы засвечивается, становится темной и почти не участвует в последующем. Наконец, есть ситуации, когда взрослый человек являет собой прямую противоположность тому, каким он был прежде. Люди могут подчас сильно меняться, даже и на сто процентов. Так, Александр Сергеевич Пушкин в детстве был толстым и ленивым.

И все же в подавляющем большинстве случаев преемственность есть, только она очень сложная, противоречивая, борющаяся с собой и внутри себя.
Это не только парадокс, но и великая тайна воспитания. Ведь без ответов на подобные, самые-самые основные, вопросы очень трудно действовать осознанно. Но и не действовать нельзя – время не ждет.
На что же опереться в выборе стратегии и тактики подготовки молодежи к будущей жизни? Какая система координат описывает современное воспитание? Разумеется, система, которую составляют особенно бурно нарастающие тенденции современного развития.

Почему именно такие тенденции? Потому что они позволяют не оторваться от действительности и вместе с тем удержать внимание к самому важному, почти неизбежному.
Это, прежде всего,  сама нарастающая изменчивость мира и обстоятельств. Непредсказуемость. Да-да, что мы точно можем предсказать, так это непредсказуемость. Подготавливать к будущей жизни – значит учить меняться. Усваивать новое, осваивать подчас неожиданные для себя виды деятельности, отказываться от устоявшегося привычного и воспитывать в себе новые привычки. Короче – учить учиться быть всегда новым собой.

Жизнь все настойчивее требует от участников бытия творческой устремленности, умения приобретать новые знания, ориентированности в мире и в семействах наук, способности дружно работать в команде, распознавать рекламу и пропаганду и не поддаваться на соблазны и обманы.

Быть гибким
Чтобы развиваться, то есть становиться другим, новым (а человек не может стоять на месте, если он не движется вперед, он катится назад), личности нельзя не обладать познавательной потребностью. Ей нельзя останавливаться на уже известном, привычном. Надобно заниматься чужим, далеким, неизвестным.
Развивать познавательные потребности – значит развивать систему ценностей, среди которых большое место занимают вера в свои силы и адекватная оценка своего роста как постоянного процесса. Она с годами все меньше зависит от внешней интересности, все больше зависит от мышления, от сознания.

Нашим ученикам показано приобретать мотивы достижения – потребности и стремление к успехам в различных видах деятельности. К ним относятся желание учиться, знать, понимать, потребность быть не хуже других, становиться лучше, желание признания и тому подобное.
Стремление к достижениям, бесспорно, воспитуемо. Оно во многом зависит от тренировки. И от воспитания будет зависеть, успеха в какой, собственно, деятельности желает данная личность, например, легкого или трудного успеха (и, стало быть, достижений) она ждет.

В отношении поведения достижения очень важно также, чему именно приписывает человек вероятность своего успеха: удаче (случаю) или своим способностям, трудолюбию или хитрости. При этом человек оценивает трудность и сложность желаемых достижений, сравнивая себя с другими людьми и похожими задачами и обстоятельствами. Поэтому очень многое в поведении достижения зависит от самооценки личности.

Отсутствие серьезных познавательных интересов ведет к роковой безысходности, когда отупевший от скуки человек убивает свое и не только свое бытие в атмосфере духовного тупика.
Уныние, хандра, меланхолия заставляют искать путей бегства от гнетущей скуки, под которой понимается бесцветная и стерильная повседневность бытия. Сплин, подавленное настроение томления от отсутствия интересов одолевают многих преступников, особенно подростков, совершающих немотивированные убийства («Нет в жизни счастья»).
Отсюда – схема познавательной деятельности учащихся: интерес к деятельности —> деятельность —> успех в ней —> любовь к ней —> потребность в этой деятельности.

Быть выбирающим и разборчивым
Только выбирая себя, мы можем осознанно подойти к осмысленности своей жизни. Это трудно, потому что значит воистину и сознательно взять на себя ответственность за всякое свое дело и слово. Это трудно, но едва ли мы найдем что-нибудь более важное, чему стоит учиться. Никто не возражал бы против свободы выбора, если бы не ответственность. Страх ошибиться – страх ответственности за решение.
Чтобы происходил спасительный выбор самостоятельного человека между благом и уклонением от него, нужно учить его быть умным: не бояться выбирать, думать и пробовать, наблюдать за результатами и делать соответствующие выводы.

Скажите: «Не бойтесь выбирать, не страшитесь самостоятельной мысли!»
Человек в силах выбирать свою судьбу, осуществлять и выдерживать ее. Необходимо учить разбираться в механизмах своего положения и характера, не оставляя для себя ничего неясного.
Благодаря этому наши дети будут думать и действовать, а не только думать или только действовать. Воздействуя на рычаги той части механизма судьбы, которая поддается воздействию, они смогут прорабатывать материал своей жизни.
Мечты ребенка, подростка о деньгах важно связать с великой идеей призвания. По жизненным показателям.
Отвращение к самообману и обману – вот тот материал, на котором замешивается правильная мысль.

Быть умным, творческим
Приобретение ума лежит через постижение принципов познания и способов познавательных действий. Только они обладают истинно развивающей силой, обеспечивают перенос приобретенных умений умственной и трудовой, материально-практической, социальной и нравственной деятельности во все новые, непредвидимые подчас ситуации.
Надежно решать нетиповые задачи учит овладение методами науки, строгого мышления, проверки полученных результатов.
Научное образование требует тренировки молодых поколений в собственно понятийном мышлении. Среди некоторого множества целей введения молодежи в науку совершенно особое по значимости место занимает вооружение ее критериями отличения научной информации от недостоверной или нацеленной на введение людей в заблуждение.

Далее необходимо: знание о системе наук, нескольких разных классификаций наук; их аксиоматика и категориальный строй, вклад в разгадки вечных и бесконечных тайн мироздания, достижения в прикладной сфере.
Но усвоение логического «костяка» познания, элементов категориального мышления, этого «алфавита» осознанного восприятия вещей и слов – лишь первый шаг в воспитании жизненно важной способности рефлектировать. Второй шаг – применение усвоенных категорий и идеальных объектов к исследованию реального мира. Третий шаг – это оперирование изучаемыми объектами в мышлении на практике, притом в разных ее областях (так называемый перенос).

Таким образом органически соединяется логика с конкретным содержанием образования, учащиеся подводятся к самокритике, постоянному пересмотру и совершенствованию понятий, выработке убеждений, а не к усвоению чужих (во всех смыслах) результатов познания – готовых знаний, «готовых ответов на незаданные вопросы» (Эвальд Ильенков).
Суть школьного дела не ограничивается тем, чему учат. Равно важно, чтобы в преподавании повсеместно применялись диалоги, дискуссии, широко практиковалось и участие ребят в проектах – исследовательских программах.
Научиться творчеству можно, только тренируя творчество, предпринимая попытки к нему. Поэтому изучение великих книг изначально должно быть такой тренировкой.
Дисциплина ума, то есть честность и критичность мышления, не имеет ничего общего с зубрежкой. Культурное наследие – живая жизнь культуры, а не материал для кроссвордов и для сдачи быстро забываемых тестов.

Обладающим хорошим вкусом
Деятельность рождается из чувства; она сопровождается и обслуживается чувствами. Вкус (чувство меры) подготавливает условия для деятельности и всегда сопровождает ее. Так, чувство гармонии или дисгармонии проявляется и в нравственных, и в познавательных деяниях человека любого возраста.

Развитие ума в принципе невозможно без подключения мощных эмоциональных компонентов психики, вовлекаемых в познание именно искусством. Развитию ума предшествует и вечно сопровождает его воспитание чувств.
Способности разума имманентны ему, но наполнить их достойным содержанием и развить их может только эмпирическое содержание, приносимое чувствами. Воспитание чувств, вкуса необходимо еще и потому, что без него нет правильной мысли.

Воспитательная сила искусства заключена в его игровой – иносказательной природе. Художества, искусства изучают действительность человека с той же, если не с большей глубиной и скрупулезностью, что и наука, но только не с помощью точных понятий, а обобщенных образов. Образ обладает гносеологической силой, эвристическим потенциалом. Он вбирает в себя и сгущает жизненный опыт.

Несомые искусством пласты культуры не навязывают убеждений, а убеждают, не декларируют истины, а вовлекают в переживание и осмысление их.
Воспитание нравственных и интеллектуальных чувств определяется непосредственным общением детей с искусством. Надобно как можно раньше столкнуть ребенка с высшими образцами прекрасного, мудрого и доброго. С самими образцами, а не с разговорами о них.

Человеку необходимо постоянно поддерживать в себе интерес к жизни, к окружающему миру, чтобы он мог желать универсальной жизни и универсальной истины, чтобы им не овладела разрушительная скука. В высшей степени желательно соединение эстетического и этического начал в личности. Все это дает постижение высокого искусства.
Поддержание вкуса – едва ли не важнейшая забота общего образования.

Вывод
Если мы не упустим рассмотренных координат в системе быстро меняющегося мира, то мы весьма успешно подготовим ребят к тому, чтобы справиться с их непредсказуемым будущим.

Борис Бим-Бад