?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Как вернуть детям игру
eurekanext
Смирнова_ЖЖ

Одна из центральных проблем дошкольного образования – редукция игровой деятельности. Игра у большинства современных дошкольников находится на очень низком уровне. Дети семи лет играют как трехлетки. Это приводит к очень печальным последствиям: дети не могут сами себя занять, у них отсутствует инициатива, не развито воображение и внутренний план действия. Несмотря на усиленную подготовку к школе, дошкольники часто к обучению не готовы: у них отсутствует познавательная активность, они не удерживают правил поведения, не готовы к содержательному общению и пр. Новый стандарт дошкольного образования призван вернуть игровую деятельность в детские дошкольные учреждения. Многие его разделы посвящены условиям формирования инициативной и самостоятельной деятельности детей и прежде всего свободной игры. Игра – одно из ключевых направлений стандарта. Однако одно дело – положения стандарта, и совсем другое – его реализация на практике. Возникают сомнения в том, насколько свободная игра будет реализована в детских учреждениях. Программы дошкольных учреждений перегружены организованными занятиями, и времени на свободную игру практически не остается. Но главное – кадровая проблема. Воспитатели не умеют играть и не горят желанием этому учиться.
Игровая форма проведения занятий не имеет отношения к настоящей свободной игре. Прежде всего игра – это инициативная деятельность детей, а занятия – деятельность, организованная взрослыми. Мир игры принадлежит ребенку, он, как любое творчество, несет в себе элемент неожиданности. Урок в сколь угодно игровой форме всегда имеет определенный план, созданный не ребенком, и он этому чужому плану должен следовать.
Но, увы, внедрить игру в дошкольное образование достаточно трудно. Она не востребована родителями, которые и не понимают ее необходимости, и, напротив, хотят как можно больше занятий. Она никак не «измеряется» и не контролируется управляющими инстанциями. При этом организовать игру, заинтересовать детей игрой куда сложнее, чем посадить их за парты и что-то им преподавать, как в школе. В результате получается, что школяризация дошкольного образования более удобна и понятна всем участникам образовательного процесса, чем то, что мы называем «самоценностью дошкольного детства».
Для того чтобы стандарт был действительно реализован, нужно изменить прежде всего педагогическое образование, причем в первую очередь методы подготовки специалистов. Студенты – будущие воспитатели должны учиться не только и не столько психологическим теориям посредством обычных лекций и семинаров. Им нужно как можно больше педагогической практики и практики игры. Занятия нужно проводить в игровой форме, организовывать творческие виды деятельности. Только открыв мир игры для себя, студенты-педагоги смогут открывать его и для своих воспитанников.
Елена Смирнова,
заведующая центром «Игры и игрушки» МГПУ


Куда ведет «дорожная карта»?
Шадрина8_ЖЖ

Система дошкольного образования в Российской Федерации испытывает кризисные явления, связанные с массовым сокращением сети дошкольных учреждений в прошлом веке, износом инфраструктуры действующих образовательных учреждений, с одной стороны, и улучшением демографической ситуации, ужесточением требований санитарных норм и правил в настоящее время, с другой.

Предлагаемые подходы развития системы дошкольного образования не опирались на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывала бы воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий на исторически обозримый срок. Расширяющийся рынок образовательных продуктов и услуг формировался стихийно – зачастую в рамках ситуативной конъюнктуры, безотносительно к реальным потребностям субъектов образовательной системы.
Данные тенденции привели к нарушению гарантии прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и из семьи.
Указами президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (далее – Указы) определены ключевые задачи государственной политики в области образования на ближайшие годы. В рамках реализации Указов необходимо обеспечить увеличение размера реальной заработной платы педагогических работников в 1,4–1,5 раза, обеспечить достижение ряда показателей, направленных на повышение доступности и качества дошкольного образования, решая следующие проблемы:

  • дефицит мест в дошкольных образовательных организациях в условиях роста численности детского населения;

  • недостаточный объем предложения услуг для детей по сопровождению раннего развития детей (от 0 до 3 лет);

  • разрывы в качестве образовательных результатов между образовательными организациями, работающими в разных социокультурных условиях;

  • низкие темпы обновления состава и компетенций педагогических кадров;

  • межрегиональная и межмуниципальная дифференциация доступности услуг дошкольного образования.

Субъекты Российской Федерации взяли на себя обязательства по решению ряда задач модернизации дошкольного образования и зафиксировали свои обязательства в «Дорожных картах». Одна из задач состоит в создании для всех детей возможности получить обеспеченное бюджетными средствами дошкольное образование. То есть все дети от 3 до 7 лет должны иметь возможность получить дошкольное образование и очереди в детский сад к 2015 году должны быть ликвидированы.
Вторая задача – обеспечение современного качества дошкольного образования.
Подлинная модернизация образования возможна только в том случае, если оба направления будут реализовываться одновременно: тогда к уже существующим и появляющимся новым формам дошкольного образования будут применяться одни и те же – современные – критерии качества.
Исходя из анализа «дорожных карт» субъектов Российской Федерации, очевидно, что инструменты сокращения очередности в дошкольные образовательные организации зачастую выбраны субъектами в «дорожных картах» необоснованно и не соотносятся с реальной потребностью в местах. К примеру, встречается строительство ДОО при прогнозируемом сокращении численности детей и полном закрытии потребности или прекращение строительства при росте численности детей дошкольного возраста. Субъектами также уделено недостаточное внимание альтернативным формам дошкольного образования: группы кратковременного пребывания детей, семейные дошкольные группы рассматриваются как временные меры, на которые во многих «дорожных картах» даже не предусматривается финансирование. При этом в субъектах с низкой плотностью населения развитие альтернативных форм дошкольного образования могло бы стать более эффективным методом удовлетворить спрос населения на услуги дошкольного образования, чем повсеместное (и более затратное) строительство новых ДОО.
Финансовое обеспечение строительства новых зданий дошкольных образовательных организаций в большинстве субъектов не нормировано по средней стоимости создания 1 места в новом ДОУ. Средняя стоимость создания 1 места в новом построенном ДОУ меняется в «дорожных картах» субъектов из года в год (2013–2018) и колеблется в диапазоне от 300 тыс. руб. до 2 млн руб. между субъектами. Таким образом, имеет место то избыточное, то недостаточное плановое финансирование, что скажется при реализации проекта.
Так, например, в Брянской области охват детей программами дошкольного образования увеличивается, согласно прогнозам, с 50,5% в 2013 году до 64% в 2018-м (численность воспитанников также растет, следовательно, увеличение доли детей, обеспеченных дошкольным образованием, происходит не за счет снижения их общего числа).
Данный прогноз не обоснован так, как суммарное количество мест в ДОО, которое будет создано за весь период 2013–2018 годов – 3,22 тыс. Группы кратковременного пребывания и альтернативные формы ДОО как инструменты сокращения очереди не представлены. Реальная (расчетная) потребность растет с каждым годом и в 2018 году достигает 15,82 тыс. мест при общей численности воспитанников ДОО 65,85 тыс. человек.

Таблица 1
Таблица-1

Суммы, выделяемые на создание новых мест в ДОО, также не обоснованы. Так, в 2015 году новые здания ДОО не строятся, сокращение мест идет только за счет реорганизации существующих ДОО, и таким образом создается 230 новых мест. Однако на эти цели в этом году выделяется 841,94 млн рублей, и стоимость каждого места получается равной 3,66 млн рублей, что сопоставимо со стоимостью места во вновь построенном дошкольном учреждении.
Не представлено финансовое обеспечение негосударственных ДОО со стороны региона. Не происходит развитие альтернативных форм ДОО.

Владимирская область
Во Владимирской области планируется полное удовлетворение потребности в местах в ДОО к 2018 году. Однако заявленные инструменты сокращения этой потребности лишь отчасти перекрывают сложившийся дефицит прошлых лет и прогнозируемый рост числа воспитанников ДОО в анализируемом периоде. Расчетная потребность в местах ДОО растет с 5,16 тыс. мест в 2013 году до 6,41 тыс. мест в 2018-м. По сравнению с предыдущими регионами это хороший показатель, но тем не менее регион явно не справляется с растущей численностью детей дошкольного возраста. При этом группы кратковременного пребывания детей и альтернативные формы ДОО никак не используются ни в настоящее время, ни в прогнозируемом будущем.

Таблица 7-3
Таблица-2

Затраты на создание мест во вновь созданных или реорганизованных ДОО постоянны (в расчете на 1 место) и невелики. Можно предположить, что финансирование строительства новых ДОО, которые в 2013–2015 годах обеспечат 1240 новых мест, осуществлялось в предыдущие годы, иначе речь идет о завышенных ожиданиях касательно сокращения мест за счет строящихся ДОО.
Негосударственные ДОО в регионе представлены очень слабо – только 0,2% от всех воспитанников ДОО (около 140 человек) посещают частные организации. Это число в последующие годы останется без изменений. Финансирование частного сектора ДОО не предполагается. На фоне имеющейся (и растущей) потребности в местах в ДОО игнорирование возможностей частного дошкольного образования не представляется разумным.
Таким образом можно говорить о том, что реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации, предусматривающая обеспечение всех детей в возрасте от 3 до 7 лет возможностью получать услуги дошкольного образования, в том числе за счет развития негосударственного сектора дошкольного образования, не будет выполнена в большинстве регионов. Снижения очереди в дошкольные образовательные учреждения не произойдет. Большая часть субъектов не закрывает потребность в местах с помощью запланированных инструментов. Во всех субъектах затраты на создание 1 дополнительного места в ДОУ за счет одного и того же инструмента меняются из года в год, что требует дополнительного обоснования со стороны субъекта либо свидетельствует о необоснованном приведении цифр финансового обеспечения.
Наталья Шадрина,
заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»

  • 1

Как надоело это жульничество власти.

Простите Елена, но как надоело это жульничество власти. Когда люди выполняют политический заказ, за зарплату готовы продавать свою репутацию.
"Игровая форма проведения занятий не имеет отношения к настоящей свободной игре."
Это шедевр мысли, обоснования ликвидации дошкольного образования! Неужели вам не стыдно такое писать? Что вы этим продвигаете? Полный отказ от всех занятий! Это воспитателя не надо учить. Это воспитателю не надо готовится к занятиям, не надо отчетности. И самое главное это экономия бюджетных средств, ради которых и дано это политический заказ.
"Программы дошкольных учреждений перегружены организованными занятиями, и времени на свободную игру практически не остается." что за вранье на уровне "заведующая центром «Игры и игрушки» МГПУ" Вы что не знаете, что на все занятия отведено 15 минут в день! О какой перегрузке идет речь? Что бы выполнить политический заказ Путина и компании Вы ликвидировали всякие занятия, теперь не надо специалистов, физкультурников, музыкальных работников и кучу других, все ради экономии на детях! И вы в этом участвуете!
А в рекламке по стандарту сплошные занятия! И учеников в пределах десятка, а по вашему стандарту надо 30 и более! Показываете одно на картинке, а стандарте ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ! Это жульничество!
Я понимаю, что 1 из 1000, что вы не опубликуете этот комментарий, не вступите в полемику, не ответит. Поэтому Ваша статья, мой комментарий, и ваш будущий ответ будет опубликованы на общедоступных сайтах.

  • 1