?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Французы перестали доверять школе?
eurekanext

Некоторые родители предпочитают не отдавать детей в школу, а сами занимаются их образованием. Причины такого выбора могут быть разными. Кто-то делает это по соображениям педагогического характера, кто-то – по религиозным или философским. А для некоторых это необходимое, даже спасительное решение, связанное с проблемами их ребенка: к примеру, он нездоров или плохо переносит школьную обстановку, а иногда до школы просто трудно добираться. Есть и такие родители, которые не хотят расставаться с детьми и предпочитают либо обучать их сами, либо хотя бы участвовать в их взрослении, обучении и воспитании. Важной причиной выбора такой формы обучения нередко бывает недоверие к образовательной системе.
Во Франции главным доводом в пользу домашнего образования, по-видимому, являются причины политического и психологического характера, связанные с позицией таких писателей, как Кэтрин Бакер и Кристиана Рошфор: уважение к свободе и личности ребенка, желание дать ему возможность развиваться самому, способствовать истинной социальной жизни, более свободной и самостоятельной.
Существует большое количество разных подходов к семейному образованию. Некоторые семьи выбирают удаленное обучение как основу в течение учебного года, обращаясь к таким общественным центрам, как Национальный центр удаленного обучения во Франции, или к частным курсам. Кто-то обращается к педагогическим системам: Монтессори, Штейнера, Френе, Декроли, кто-то пользуется разнообразными педагогическими материалами: школьными учебниками, интернет-ресурсами и т.д. Есть и так называемые сторонники анскулинга, которые считают, что процесс обучения должен быть свободным и самоуправляемым (во Франции родители не обязаны пользоваться методиками, принятыми Министерством образования, они вправе выбрать систему по своему вкусу). Но закон тем не менее требует, что каждый ребенок, обучающийся дома, приобрел те знания и навыки, которые входят в общий базовый набор знаний и навыков, которые необходимо получить в рамках среднего базового образования.
В целом во Франции насчитывается несколько десятков тысяч детей, которые обучаются по той или иной форме семейного образования.
Среди основных преимуществ домашнего обучения обычно называют постоянное общение родителей с детьми, контроль за тем, что именно ребенок учит, усвоение ценностей, защищенность ребенка от нежелательных влияний и травмирующих ситуаций. Кроме того, при семейном образовании обеспечивается индивидуальный подход к ребенку, учитывающий его особенности и возможности. Последний довод – один из главных аргументов, которые использовала Катрин Бакер.
В числе трудностей называют дороговизну, мотивацию ребенка, необходимость объяснять ему, почему родители выбрали именно такую форму обучения, а также необходимость обеспечить ему общение с другими детьми. Впрочем, этот последний аргумент обычно используют противники семейного образования. Сторонники считают, что как раз школа представляет собой искусственную среду, находясь в которой, ребенок общается преимущественно со сверстниками, чего в реальной жизни обычно не происходит. По их мнению, при домашнем обучении возрастает влияние взрослых, а влияние со стороны других детей соответственно снижается, что способствует формированию социальной ответственности.
Судя по результатам английских и американских исследований, домашнее обучение действительно весьма благотворно отражается на социальной зрелости детей.
Закон Жюля Ферри (ныне статья L131-2 закона об образовании) гарантирует родителям свободу выбора формы образования для их детей. Те семьи, которые выбирают семейное обучение, то есть в которых дети, достигшие школьного возраста, не записаны ни в одно учреждение удаленного образования, должны ежегодно заявлять в мэрию о том, что они обучают детей дома, причем академическое инспектирование таких семей проводится в начале каждого учебного года, а также через неделю после изменения формы образования или через неделю после перемены места жительства. Невыполнение этой обязанности влечет за собой штраф в 1500 евро. В тех случаях, когда дети записаны в какой-либо центр удаленного обучения, признанный государством, именно этот центр должен выполнять все необходимые формальности.
По закону семьи, в которых дети обучаются дома, должны ежегодно проходить анкетирование, а также педагогический контроль, призванный установить, получают ли дети необходимые знания и созданы ли условия для их нормального развития. При этом знания детей не оцениваются в соответствии со школьной программой, поскольку педагогическая свобода предполагает, что собственно уровень образования детей оцениваться не должен. Педагогический контроль призван оценивать успехи ребенка по сравнению с предыдущими результатами проверок в зависимости от той формы образования, которую выбрали его родители, и должен быть строго индивидуальным. Если результаты проверки оказываются отрицательными, то через некоторое время проводится повторное тестирование, и в случае, если оно также окажется неудовлетворительным, родителям предлагают отдать ребенка в школу, общеобразовательную или частную.
Перевела Александра Ратай