?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Образование в семье и школе
eurekanext
Сергеи_Юрьев_ЖЖ

Семейная форма обучения еще 100 лет назад не была чем-то редким. До середины девятнадцатого века в России большинство людей, в принципе получавших общее образование, получали его на дому. Однако сейчас семейное обучение представляется странной экзотикой. Противники говорят о том, что ребенок не получает нужной ему социализации. Сторонники возражают: пребывание в классе с двумя десятками детей, собранными по принципу возраста и, как правило, места жительства или в лучшем случае – образовательных предпочтений родителей, никакого отношения к нормальной социализации не имеет. Общение же с друзьями, общение по интересам можно организовать ребенку и дома. Отчасти с ними можно согласиться. Ситуаций, когда взрослый человек вынужден проводить большую часть своего времени в коллективе, который он не выбирал, не так много. Казарма, тюрьма, больничная палата – да и все, пожалуй. Так почему дети должны социализироваться в условиях, имеющих весьма отдаленное отношение к действительности, где им предстоит жить?
Количество людей, получающих семейное образование, растет во всем мире. Самая богатая традиция на этот счет существует в США – стране-рекордсменке по числу «семейников». Здесь есть целые сообщества родителей детей, обучающихся в семье, налажены различные практики, призванные упростить им жизнь. Так, родители нескольких детей-«семейников» объединяются и по очереди преподают им. Каждый выбирает тот предмет, который он знает лучше. Есть программы для семейного обучения, различные пособия, видеоуроки. По некоторым данным дети, обучающиеся в семьях, в США демонстрируют в среднем более высокие результаты при прохождении общенациональных тестирований, нежели их обучающиеся в обычных школах коллеги. Правда, противники обучения вне школы указывают на то, что далеко не все дети, обучающиеся дома, регулярно проходят тестирование, ведь большинство из них в США – дело сугубо добровольное. Более того, регулярно тестирует своих детей наиболее ответственная и образованная часть родителей, обучающих детей самостоятельно. Дети, отобранные по тем же принципам среди обычных школьников, скорее всего, показали бы результаты выше среднего. В то же время эти данные тоже настораживают: получается, наиболее требовательная к образованию и социализации детей прослойка чаще прочих не доверяет школам.
В России семейное обучение стало вновь возможным с окончанием советского периода. Количество людей, отдающих предпочтение этой форме, пока сравнительно невелико. В основном такие родители сконцентрированы в крупных городах. Однако их число стремительно растет и в нашей стране.
Развитие компьютерных технологий скорее всего будет и дальше способствовать росту числа людей, предпочитающих домашнее обучение своих детей. Дело даже не в том, что Википедия все чаще дает ответы более полные, чем большинство учителей. В современном мире учитель становится навигатором моря информации, а не транслятором знаний. Судя по всему, большинство из них к такой роли категорически не готовы. Их место должен кто-то занять. Почему бы и не родители?
Сергей Юрьев,
ИПОП «Эврика»