?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Германия: аргументы против домашнего обучения теряют актуальность
eurekanext
Литвинович_ЖЖ

Поскольку в Германии всеобщее обязательное образование подразумевает посещение школы, домашнее обучение в стране – редкость. Согласно существующему законодательству, учиться дома могут только те школьники, чьи родители работают за границей, или те, кто не может перемещаться ввиду болезни или инвалидности. Но и в этих случаях обязательным условием остаются утвержденный учебный план и привлечение дипломированных преподавателей.
Сторонниками домашнего обучения часто являются глубоко религиозные семьи, где родители возражают против естественных наук и уроков полового воспитания. Критики такого подхода подчеркивают, что дети придерживающихся строгих взглядов родителей имеют право ознакомиться и с альтернативными взглядами на устройство окружающего мира.
Следует отметить, что перевести своих детей на семейное обучение стремятся далеко не только религиозные родители. По данным многочисленных опросов, проводившихся во всех регионах Германии, наиболее популярные причины следующие:
Родители не решаются отправлять ребенка в школу против его воли, посещение школьных занятий противоречит их педагогическим воззрениям.
Родители считают, что могут дать ребенку более качественное образование, чем школа.
Родителей не устраивают государственные стандарты образования.
Родители считают школьную среду неподходящей для социализации, хотят оградить ребенка от насилия, травли, наркотиков и других опасностей, с которыми можно столкнуться в школе.
Главным аргументом против домашнего обучения остаются вопросы, связанные с социализацией. По мнению специалистов, дети, которые по каким-то причинам не ходят в школу, в дальнейшем испытывают трудности, работая в коллективе. Однако по результатам исследования, проведенного в 2011 году немецким Институтом исследования общественного мнения, каждый второй респондент считает, что школа не выполняет своих задач в области развития социальных навыков.
Среди факторов, которым в немецких школах уделяется слишком мало внимания, лидирует социальная компетенция (ее упомянули 48% опрошенных), методика (30%) и знакомство с медиа- и IT-технологиями (18%). По словам Йорга Мюллера, директора известной баварской гимназии-интерната Шлосс Нойбойерн, «при нынешнем уровне развития общества эти три компонента являются ключевыми и неразрывно связаны между собой». Перемещение социальных контактов в интернет требует вмешательства школы, и речь идет как об усилении навыков командной работы и риторики в качестве подготовки к взаимодействию с реальным миром, так и о формировании осознанного и ответственного подхода к новому медиапространству.
По мнению экспертов, идти в ногу с нынешней ситуацией немецкие школы пока не готовы. Это отмечает и молодежь. В группе опрошенных в возрасте 14–29 лет почти 30% заявили, что школа не дала им достаточной подготовки для обучения и работы в сегодняшних условиях.
Перевела Татьяна Литвинович