?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Под ударом или с даром?
eurekanext
пименов_ЖЖ
Исполнилось ровно 20 лет, как меня утвердили в должности директора школы. Мне тогда было 29 лет, и из них шесть лет уже были отданы школе, но тем, что я, молодой учитель, стал директором школы, я во многом был обязан предыдущему директору, который увидел во мне определенный потенциал для занятия этой должности. Способствовал моему назначению также тот факт, что я без пяти минут уже был кандидатом исторических наук и окончил аспирантуру. Сейчас много говорят о необходимости омоложения директорского корпуса, что, в общем, небезосновательно, но мне хочется отметить, что мой предшественник был назначен директором в возрасте 24 лет и путем выборов в коллективе!
20 лет своей управленческой деятельности я посвятил построению модели школы личностно-ориентированного образования (в США такие школы называют школами человекоцентрированного образования), в которой не на словах, а на деле ученику были созданы условия для реализации индивидуальной траектории развития, свободы выражения собственных мыслей и идей... Эта работа требовала изменения ценностных ориентиров у учителей, что являлось наиболее сложной проблемой. То есть моим краеугольным камнем в работе директора являлась инновационная парадигма развития образовательного учреждения.
Первый удар по моей инновационной работе нанес ЕГЭ (сразу хочу отметить, что я не являюсь его противником). Вернее, не сами результаты, которые не впечатляли, а их интерпретация руководящими органами. Безусловно, результаты заставили взглянуть на себя иначе и корректировать свою работу, но то, что нашу школу, находящуюся не в самом благополучном районе, оценивали в сравнении со школами, находящимися в другом социальном контексте, считал и считаю абсолютно неверным. Кстати, эта практика продолжается и до сих пор при рейтинговании школ. К этому еще добавили успехи школ на олимпиадах, и получается, что те цели, которые я ставил перед педагогическим коллективом (подготовка выпускников, способных к сотрудничеству, умеющих отстаивать свою точку зрения, уверенных в себе, способных делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения), вошли в конфликт с целеполаганием со стороны вышестоящих органов управления образования, когда главным мерилом для определения качества работы школы и лично директора стало качество академических знаний. Этот индикатор действительно важен, но использовать его в управленческой деятельности, на мой взгляд, надо не по-кавалерийски, а осторожно, с учетом разных факторов.
Второй удар, который заставил меня задуматься о перспективах своей работы в должности директора, это ощущение своей ненужности в силу возраста. Постоянные разговоры о том, что директора должны быть не старше 45 лет (мне скоро 50), заключение контрактов с директорами только на один год (в этих условиях сложно строить работу на перспективу), усиление административного давления на директорский корпус создали, на мой взгляд, неблагоприятную психологическую обстановку, атмосферу недоверия, которая заставила лично меня принять интересное для меня в профессиональном плане предложение и уйти с должности директора государственной школы.
Задача обновления кадров – это, безусловно, объективный процесс, но проходит он, по моему мнению, как-то по-волюнтаристски. И в этом плане выдвинутая идея о необходимости конкуренции при выборах директоров, может, и неплохая идея! Ведь существует целый ряд стран, где эта идея прижилась и показывает свою эффективность. Но…
1)    Пока этот процесс в настоящее время идет не в правовом поле (например, в Москве);
2)    Я не уверен в демократичности этого процесса, т.к. предполагаю, что решающим будет мнение начальника, при определенной имитации демократических процедур;
3)    Еще один интересный момент: назначаем директора путем выборов, а снимать с должности возможно по усмотрению начальника (пресловутая ст. 278 КЗОТ РФ) и без учета мнения родителей, учащихся, общественности и т.д.;
4)    Самое главное – я не уверен, что наши родители, которых нередко и на собрание не дозовешься, смогут сознательно участвовать в столь ответственном мероприятии. Добавим к этому, что в целом ряде случаев Управляющие советы существуют лишь на бумаге или крайне инертны в силу не только нежелания директоров поделиться своими полномочиями, но в большей степени в силу пассивности родителей, то картина выплывает явно нерадужная. И, естественно, учащиеся, которых не приучали к реальной самостоятельности и ответственной свободе, вряд ли будут серьезными «выборщиками». Впрочем, возможны и исключения! Т.е., на мой взгляд, до этой процедуры мы просто объективно пока не доросли!
Вот тут и встает вопрос о целях образования! Что важнее: ЕГЭ, победы в олимпиадах или развитие и становление личности? Это извечная дилемма…
В заключение хотелось бы высказаться относительно широко обсуждаемой в профессиональном сообществе проблемы: директор школы – он учитель учителей, педагог или менеджер? Я для себя этот вопрос решил следующим образом: если под менеджером мы понимаем только финансиста и хозяйственника, не «влезающего» в сущность образовательного процесса, тогда я за «директора-учителя» (кстати, о директоре-учителе в свое время писал выдающийся американский ученый К. Роджерс в книге «Свобода учиться»). И наоборот, директор-учитель без экономических знаний вряд ли сможет успешно управлять современной школой.
Но если мы под менеджером понимаем директора, который владеет глубокими знаниями в области технологии работы с персоналом, социологии и психологии, обладает исследовательским и проектным мышлением, включая, безусловно, и знания в области экономики, ориентируется в области различных образовательных теорий и технологий и т.д. и т.п., то я за менеджера. Думаю, что пример А. Макаренко вполне может быть удачным образцом сочетания в руководителе функций педагога и крепкого хозяйственника (менеджера). Но предполагаю, что если бы у него сегодня спросили: «Кто Вы в первую очередь, хозяйственник или педагог?» – уверен, что ответ был бы: «Педагог!» Да и мы в первую очередь знаем Макаренко как педагога.
Мнение о том, что человек с сугубо менеджерским образованием без специфических знаний в области образования, включая педагогику, сможет эффективно управлять такой сложной организацией, как школа, на мой взгляд, глубоко ошибочное! Но еще раз хочется повторить, что всегда есть исключения из правил.
Александр Пименов,
заслуженный учитель РФ, к. ист. наук