?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Выборы директора не должны превратиться в «местечковые разборки»
eurekanext
Доржиева_ЖЖ
В моем субъективном понимании понятие «менеджер в образовании» включает в себя понятие «педагог». И эффективный менеджер в образовании – это прежде всего успешный управленец и профессионал-педагог. Главное назначение менеджера в образовании – вдохновлять, побуждать к эффективной деятельности своих заместителей, учителей, в целом весь персонал, инициировать новации, возбуждать воображение и энергию, направлять их на конкретные проекты, действия. Не будучи педагогом, без знания специфики школы это вряд ли получится. Именно с помощью человеческих ресурсов можно и нужно организовывать эффективный образовательный процесс, управлять всеми остальными ресурсами, имеющимися в распоряжении директора-менеджера: финансами, оборудованием, знаниями и т.д. Причем доминирующими ресурсами я бы выделила именно человеческие.
Деятельность директора («продвинутого», ориентированного на результат) очень многогранна, складывается из множества составляющих, на первый взгляд, простых и мелких, но вместе с тем необходимых.
Если говорить о переходе на конкурсную основу отбора руководителей школ, то здесь не должно быть единых жестких регламентов. Должны быть обрисованы рамочные подходы с последующим дополнением в муниципалитетах, в самой общеобразовательной организации. Возможно проведение выборов директора школы в несколько этапов, с проведением опроса по выдвижению кандидатур, с учетом мнения родительского и педагогического сообществ, различных общественных организаций при школе. Необходимо развивать саморегулируемые организации директорского сообщества с включением в них авторитетных и узнаваемых профессионалов, и именно их мнение должно быть доминирующим и при оценке предлагаемых вариантов развития кандидатами на должность, и при вынесении окончательных решений. Важно учитывать разные точки зрения и подходы, обеспечивать максимальную открытость и прозрачность выборов и не превращать их в «местечковые разборки».
Есть и риски. Например, возможный невысокий уровень общественной активности и разобщенность родительского сообщества, слабость и заформализованность работы управлений образования.
Дарима Доржиева,
директор Агинской средней школы № 1, Забайкальский край


Надо готовить резерв
Абдуллаев_Юрий(2)
Директоров школ ни один вуз как специальность не готовит. Представляется, что и не будут готовить: это невыгодно ввиду малоемкого и неустойчивого рынка труда этой специфической профессии. Остается только повышение квалификации или переподготовка.
Но я твердо убежден в том, что человек, не имеющий отношения к педагогике, не может быть руководителем образовательного учреждения. Школа – это особый мир, особая корпоративная культура, и основными слагаемыми успеха здесь являются призвание и профессионализм. Именно на них и стоит опираться при выборе руководителя: призывать лучших, проявивших не только педагогический талант, но и организаторские способности. Другой вопрос – пойдут ли они? А для этого надо из таких людей готовить резерв. Причем не на бумаге, а реальный – с обучением, стажировками, временным исполнением обязанностей, чего так часто боятся действующие директора (вдруг «подсидит»!).
Тогда актуальной станет и демократическая процедура выборов, сама по себе являющаяся еще одной значимой ступенью к повышению открытости школы. Без вышеназванных условий все в абсолютном большинстве случаев будет фикцией, а публичное представление программ развития превратится в еще один спектакль на художественной основе фарса и показухи.
Юрий Абдуллаев,
председатель Алтайской краевой организации
«Профсоюз работников образования и науки»