?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Человек-решебник
eurekanext
Шиврина_ЖЖ
Кто такой директор школы в Америке? Это человек, решающий очень разнообразные задачи: от разговоров по душам с учениками до повышения квалификации учителей. В двух словах директор школы – это человек, обеспечивающий беспроблемное и устойчивое функционирование учебного заведения.

В США директоров школ выбирают старшие инспектора по школьному округу, которые, в свою очередь, избираются школьным комитетом округа.

Вот примерный список обязанностей директора школы:
управлять учителями и обеспечивать их профессиональное развитие;
 рассматривать и анализировать учебные материалы и методы обучения, используемые в школе;
оценивать образовательные программы школы и улучшать их;
устанавливать школьные стандарты и цели и разрабатывать процедуры для их достижения;
нанимать на работу учителей и другой персонал школы;
встречаться с родителями для обсуждения школьных правил, поведения учеников и решения других вопросов;
взаимодействовать с учениками.

Требования к директорам школ:
опыт работы учителем в школе в течение одного-пяти лет (длительность устанавливается каждым штатом самостоятельно);
степень магистра в области педагогики;
лицензия администратора школы.

Директор школы должен постоянно повышать свою квалификацию, участвовать в профессиональных конференциях и семинарах и читать специальную литературу.
Что касается личностных качеств, хорошим директором может стать целеустремленный, уверенный в себе человек с развитыми лидерскими качествами.
schools.com
Перевод Анны Шивриной


Желающих стать директором школы становится все меньше
Литвинович_ЖЖ
В школах Германии назревает кризис руководящих кадров. Готовых взять на себя ответственность за руководство школой становится все меньше. Также среди директоров школ прослеживается тенденция к досрочному выходу на пенсию или к возвращению на должность «обычного» педагога. Основной причиной своих решений бывшие руководители называют постоянно возрастающую нагрузку.

Должностные обязанности директора школы регулируются законом об образовании каждой конкретной земли. Они также различаются в зависимости от типа школы. В большинстве случаев за назначение директоров отвечает региональное министерство культуры.
Основные функции руководителя являются общими для всех регионов. Руководство школой подразумевает, что директор представляет интересы школы во внешнем взаимодействии, в том числе с родительским комитетом или с прессой. На нем лежит ответственность и за рабочий процесс – своевременный наем новых преподавателей, урегулирование расписания. Созыв школьного и педагогического советов – также обязанность директора. Директор отдает административные распоряжения (к примеру, о приеме или отчислении учащихся) и следит за их выполнением. Директору положено заботиться о всеобщем обязательном образовании – то есть следить за прогулами и освобождением от занятий. Дисциплину и внутренний распорядок тоже контролирует он. Аттестация учителей, которая раньше была обязанностью управления образования, также легла на плечи директора школы. Это не распространяется только на начальные и неполные средние школы. И это далеко не полный перечень того, с чем приходится ежедневно иметь дело тому, кто находится на посту руководителя школы.
Если сгруппировать основные причины недовольства директоров школ, то на первый план выходит следующая пятерка:
Продолжительность рабочего времени. Согласно опросам, проведенным в земле Рейнланд-Пфальц, при пятидневной рабочей неделе директора школы фактически вынуждены работать по шесть дней. В противном случае остается слишком мало времени на выполнение обязанностей руководителя. В наиболее сложном положении оказываются директора начальных школ, помимо руководства они вынуждены вести до 20 уроков в неделю.
Слишком высокая нагрузка. Количество обязанностей директора непрерывно растет, и в результате тот, кто хочет все успевать да еще и преподавать, вынужден отказаться от свободного времени и личной жизни и вступить в брак со школой. В школах некоторых ступеней у директора есть возможность делегировать часть обязанностей, однако, к примеру, в начальной школе это крайне затруднительно.
Нехватка административно-управленческого персонала. Растущая бюрократизация приводит к тому, что все школьные дела требуют огромного количества документации. При этом секретарь школы не в состоянии справиться с полным объемом, а нанимать специальных помощников можно только в ущерб ставкам учителей. В начальных школах, где секретарь приходит на полдня дважды в неделю, бумажной работой приходится заниматься директору.
Требования к кандидатам высоки. Региональные министерства предъявляют к кандидатам на пост руководителя школы высокие требования, что, с одной стороны, очень хорошо, но заставляет задаться вопросом – не должен ли специалист, соответствующий всем требуемым критериям, получать более высокую заработную плату?
Зарплата несоразмерна обязанностям. Безусловно, труд директора школы оплачивается выше, чем труд преподавателя в той же самой школе. Однако если проводить параллели между школами различных ступеней, выходит, что директор начальной школы зарабатывает примерно столько же, сколько начинающий преподаватель гимназии, которому не приходится беспокоиться ни о чем из вышеперечисленного.
По материалам Augsburger Allgemeine,
Sueddeutsche Zeitung,
http://www.tresselt.de/, http://de.wikipedia.org,
Татьяна Литвинович


В списках профпригодности не значится
Ратай_ЖЖ
Во Франции директора школ, как и преподаватели, набираются по конкурсу. Это люди с педагогическим образованием, имеющие стаж, успешно сдавшие специальные экзамены и занесенные в особые «списки профпригодности» – listes d’aptitude. При этом собственно «директорами» называются директора начальных школ. Их положение несколько отличается от положения директоров средней ступени. Успешно сдав экзамены, они заносятся в местные, департаментские списки профпригодности и получают право предлагать свою кандидатуру на замещение вакантной должности в начальной школе. Иначе говоря, они подают резюме и результаты отборочного экзамена в школы, где есть вакансия и где они хотели бы работать. Решение о найме принимает педагогический коллектив и все школьные сотрудники, а также родительский комитет. При этом директор начальной школы не считается ее главой, он подчиняется государственному служащему – инспектору образования.
Директора колледжей по традиции называются principals, а директора лицеев – proviseurs. Они являются госслужащими и обладают всеми соответствующими полномочиями (например, в случае необходимости могут принять решение о прекращении обучения или о закрытии учебного заведения). Пройдя по конкурсу, то есть сдав экзамены, они в зависимости от набранных баллов занимают соответствующее их успехам место в государственном списке профпригодности, что означает автоматическое получение места. При этом при выборе места назначения учитываются пожелания кандидата в зависимости от количества набранных им баллов.
Директором частной школы считается ее владелец. Владелец заключает договор с государством, так как школа должна быть аккредитована, чтобы учащиеся могли сдать госэкзамены и получить аттестаты.
Что касается сроков исполнения должности, во Франции трудовой договор на ограниченный срок может заключаться только для выполнения конкретной работы, ограниченной во времени (например, временного замещения), в остальных случаях контракт заключается бессрочно.
Перевод Александры Ратай