Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Смотрите, кто ушел
eurekanext
Адамский4_ЖЖ

Причины неизвестны
Ведомственная кадровая политика похожа на действия райкома КПСС: на слабые колхозы бросают лучших руководителей, а в секретари выдвигают середнячков.
В то же время на высшие посты в районном руководстве назначаются проверенные кадры.
Алексей Семенов и Игорь Реморенко направлены на педобразование, Иван Муравьев отправлен в отставку, на его место назначен «крепкий специалист» Сергей Кравцов, осведомленные источники утверждают, что Президент РАО Николай Никандров не вернется из отпуска, а его место вскоре займет Людмила Вербицкая.
Призваны два новых зама в министерство: Вениамин Каганов, близкий к Ольге Голодец, работавший в московском департаменте, он частично возьмет на себя функции И. Реморенко (остальные отойдут первому заместителю министра Наталье Третьяк). А профессор Людмила Огородова, партийный выдвиженец, депутат  Госдумы, заменит Игоря Федюкина, вынужденного покинуть свою позицию из-за накала страстей вокруг диссертаций и модернизации науки. Сменилась директор основного образовательного департамента: вместо Елены Низиенко (ушла работать в Издательство "Просвещение"), пришла специалист по управлению Анастасия Зырянова, а на место ее заместителя - бывший ректор Красноярского ИПК Павел Сергоманов.
Прочертить генеральную линию в этой кадровой политике невозможно, истинные причины остаются тайной, даже в случае с Иваном Муравьевым: широко разрекламированные нарушения с утечкой заданий ЕГЭ – не такой уж и скандал, тем более что в будущем все задания будут официально выложены в сети. А все задания по математике уже были официально выложены. Основная коллизия была в списывании в пунктах по приему экзаменов, в том, что выпускники   заранее знали какие именно задания будут у них на экзамене. При чем здесь Муравьев?  Были другие существенные недостатки в работе надзорного ведомства, но они остались пока неведомыми широкой публике.
С уходом И. Реморенко, казалось бы, все ясно – устал человек от госслужбы, хочется новых проектов.
Но представьте себе: идут боевые действия, резервов не хватает, обозы отстают, тылы оголены, танки утюжат позиции пехоты, самолеты бомбят подъездные пути, живая сила тает на глазах, боеприпасы заканчиваются… В этот момент к командующему фронтом приходит один из самых талантливых генералов и говорит: «Устал. Хочется академией поруководить». А командующий ему: «Конечно, конечно, дорогой наш самый  талантливый генерал, мы тут без вас замечательно справимся,  а академии конечно надо помочь, сейчас самое время. А ваши обязанности мы распределим – часть отдадим другому генералу, хотя он круглые сутки под обстрелом, а часть – выдвиженцу из тыла. Опыта у него нет, зато связи наверху имеются».
Ну, как-то так, получается весьма убедительно.
Особенно «убедительно» с уходом Игоря Федюкина получилось: в конце мая появились слухи о его отставке, которые он гневно отверг http://slon.ru/fast/russia/slukh-dnya-zamministra-obrazovaniya-fedyukin-otpravlen-v-otstavku-946272.xhtm
«С чего вы взяли, что я ухожу? Это бред и смешно», – недоумевал он в разговоре с корреспондентом «Известий».
И даже резче: «Ни в каком кармане у меня заявления об отставке нет. Публикация не соответствует действительности от начала и до конца», – заявил он РИА «Новости».
Но в тот  же день появилось другое сообщение от И. Федюкина:  «Надеюсь, что мой уход хотя бы отчасти снизит то беспрецендентное и нарастающее с каждым днем напряжение, которое сейчас сложилось вокруг принимаемых министерством решений и поможет моим коллегам реализовывать ту программу, которую мы вместе с ними выработали», — сказал он РИА Новости.
И вот здесь – самое интересное! Вопрос: снизилось ли напряжение вокруг министерства с уходом Игоря Федюкина вокруг принимаемых министерством решений? Кто скажет, что снизилось, пусть первым бросит в меня камень.
Появившийся законопроект о реформировании РАН  разжег такой костер, так повысил напряжение вокруг министерства, вокруг принимаемых решений, что уход И. Федюкина никакой роли не сыграл.
Тогда зачем нужна была эта ритуальная и совершенная бесполезная жертва?
Лес рубят – щепки летят?  Такая политика построена на отсутствии моральных принципов и правовых норм, когда человеком можно пожертвовать в любой момент независимо от того, насколько он прав или виноват.
А как все начиналось!
– Игорь, Ваш любимый композитор?
– Я собираю Тома Вейца.
– Как? Я даже не знаю таких слов, но люди (в зале – А.А.) оценили.
Это не отрывок из интервью глянцевому журналу, это вопрос Дмитрия Ливанова Игорю Реморенко на ответственном мероприятии.  Мероприятие происходило 5 июля 2012 года. Дмитрий Ливанов, в присутствии журналистов, («люди оценили»), представил «команду мечты» – состав высшего руководства Министерства образования и науки http://минобрнауки.рф/новости/2417 полностью видео этого захватывающего события – http://минобрнауки.рф/видео/17
Именно захватывающего, потому что, пожалуй, впервые открыто, вслух руководитель объяснял, почему он пригласил к себе в команду этого человека.
Многие тогда  подумали, что это начало прекрасной эпохи, когда назначения и отставки в системе будут понятными, предсказуемыми, обоснованными, прозрачными.
Ну, вот как бы это могло происходить, в мечтах?
Есть определенный набор причин, по которым чиновник не может сохранить свое место. Определенные правила, кодекс. Нарушил – ушел. И наоборот: есть определенные параметры, по которым человек может считаться претендентом на серьезную позицию. Например, представитель правящей партии, имеющий авторитет и влияние  в данной сфере. Такая простая, почти линейная логика, по которой человек ниоткуда не может даже претендовать, не то что становиться руководителем. Чтобы люди из сообщества не тратили время на догадки, не спрашивали друг друга: «Кто этот человек?».
Это не самый лучший способ, но все остальные – еще хуже.
Итак, 5 июля 2012 года была представлена «команда мечты».
Прошел год с небольшим.
Наталья Третьяк стала первым заместителем министра,  Игорь Реморенко ушел из министерства, стал ректором Московского городского педуниверситета, Игорь Федюкин вынужден был уйти из министерства в связи с конфликтной ситуации вокруг РАН (которая, кстати сказать, стала еще больше конфликтной, после его ухода), Александр Климов, Александр Повалко и Марат Камболов – на своих местах.  На место И. Федюкина пришла депутат Людмила Огородова, и появился еще один заместитель министра – Вениамин Каганов из Московского департамента образования.
Новых заместителей уже не представляли публично, не спрашивали про увлечения, и они неформально не делились своими планами и основаниями. Тихо так появились.
Наступил новый учебный год
И вот – 2013/14 учебный год начался.
Вступил в силу новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Предстоит выполнить Указы президента о социальной политике – обеспечение дошкольным образованием всех граждан и повышение зарплат в бюджетной сфере.
Принято более сотни подзаконных актов, включая и ФГОС дошкольного образования.
Кризис ЕГЭ требует системных и быстрых мер.
Система педобразования и повышения квалификации учителей явно не справляется со своими задачами – это видно на введении ФГОС начальной и основной школ.
Частное образование – на нулевом уровне.
Политические эффекты  поразительны: государство увеличивает финансирование школы, а недовольство учителей и общества – растет.
Зарплата учителей растет, и недовольство растет, почти пропорционально.
Система образования разбалансирована: правительство пытается командовать муниципальными школами и детскими садами из Москвы, в ручном режиме устанавливая показатели эффективности и  исполнения своих директив.
Тем самым запускается главенство административных механизмов над институциональными, все правила девальвируются, а система управления превращается в систему контроля над искусственными показателями.
Например, вместо обеспечения дошкольным образованием – уничтожение очереди в детские сады. Из ложной задачи следуют и способы решения.
Я думаю, что у нас глубокий кризис управления системой образования. Способы управления становятся ЕГО СОДЕРЖАНИЕМ.
Такая система управления будет выдавливать наиболее профессиональных
людей, на смену которым будут приходить технические исполнители.
Карьера им обеспечена.
Александр Адамский

  • 1
Аппарат и творчество с годами становятся всё более несовместимыми. Система выдавливает человека из управленца. О конечной цели - учителе и детях нет времени и сил подумать. А потом исчезают как желание, так и потребность думать об этом. Думают о "школе" - неодушевленном предмете. Отсюда такая забота о школьных зданиях, туалетах и оборудовании и неспособность решить проблему воспитания, или назовите её - содержания и подходов к образованию, а по сути - его качества, перегрузки учителя и бумажной пурги. Строим дворцы - а работать в них некому... Школьный уклад при такой образовательной политике становится чуждым, а зачастую и враждебным как педагогам, так и ученикам. Рано или поздно у управленцев формируется своя - глянцево-плакатная система образования, которая совершенно не совпадает с той, что на местах. И пропасть между этими двумя мирами растёт. ВЕРНИТЕ В ШКОЛУ ЧЕЛОВЕКА!

По-моему, о зданиях и туалетах - это как раз в большой степени о детях забота, а не о "школах". Если с умом и без популизма типа "умрет школа - умрет село", "прикуем цепями к сараям, а не сдадим". Да и что-то с дворцами у нас негусто. А хотелось бы. Даже не дворцов - ну хоть не убогих казарм, а нормального современного комфорта. Душевного.
С содержанием же главное решение - прекратить его насаждать всем, единое и неодолимое. Возможность самим определить содержание своим детям. Такое, какое точно хорошо для них. Будь то путем выбора школы, учителя или даже предметов и тем. Оно принято - так что ж не пользуетесь? Какого именно содержания Вам надо, для Вашего ребенка?

Критикуешь-предлагай ))

Александр, оценка ситуации понятна. А что считаете необходимым и возможным сделать в отрефлектированной ситуации? То, что может сделать педагогическое сообщество (или кто?).
Как Вы понимаете, предложение типа "Министерство должно осознать" абстрактно и, в описываемой Вами реальности, ни к чему не приведет.))

кадровые решения?

Эти, типа, лучше, "правильнее"?
http://ria.ru/politics/20130903/960501249.html

  • 1
?

Log in

No account? Create an account