Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Судьба реализации закона «Об образовании» непонятна
eurekanext
Воронцов1_ЖЖ
Уход Игоря Реморенко с поста заместителя министра образования и науки России произошел в тот момент, когда полным ходом идет прием различных подзаконных актов, с помощью которых будет реализовываться новый закон «Об образовании». Эта ситуация меня не может не тревожить.
Закон «Об образовании» был детищем Игоря Реморенко – профессионала во всем, что касается средней школы. Сейчас я не возьмусь сходу назвать ни одного человека в Минобрнауки, который мог бы так же разбираться в средней школе. Поэтому у меня вызывает определенные сомнения реализация федерального закона. Будет ли его дух сохранен в многочисленных подзаконных актах, которые сейчас принимаются? Судя по всему, скорее нет, чем да.
Показательна для меня ситуация с учебниками. Раньше у любого учебного пособия было два возможных статуса: «учебник допущен» или «учебник рекомендован». Если учебник было «допущен», но не «рекомендован», как правило, это значило, что учебник для пятого класса данный авторский коллектив уже подготовил, но вот линейки учебников, скажем, для средней школы в целом еще нет. Сейчас речь идет о том, чтобы допускать в школы только полные линейки учебников. Широко известна ситуация с учебниками истории, но и во всех прочих случаях механизм будет тот же. К каким последствиям это приведет? В первую очередь к тому, что не будут появляться новые авторские коллективы. Написание учебника – тяжелая, долгая работа, а написать сразу целую линейку учебников – тем более. Издательства будут обращаться только к уже известным авторам, которые давно пишут учебники. Иначе это будет просто невыгодно. Кроме того, исчезнут маленькие издательства. Им будет просто не под силу оплатить работу людей, которые будут создавать целую линейку учебных пособий. Разнообразие пособий станет существенно меньше.
Еще один любопытный момент с учебниками – это аккредитация. Право «грифовать» учебники есть фактически у двух организаций – РАО и РАН. Это не сформулировано нигде прямо, зато сказано, что давать профессиональную аккредитацию учебным пособиям могут только организации, чей устав утверждает правительство России. Таких у нас пока только две – РАО и РАН. О каком разнообразии в такой ситуации может идти речь? Ни о каком. А как в таком случае будет осуществляться подготовка пособий, соответствующих новым стандартам, кто будет ее осуществлять? Те же люди, которые пишут учебники уже десятилетиями? Похоже, что так. Не вижу пока других вариантов.
Учебники – это только одна из многочисленных ситуаций, когда прогрессивность закона «Об образовании» может быть сведена на нет особенностями реализации. У меня есть опасение, что с уходом Игоря Реморенко закончилась эра серьезных реформ. Вместо этого мы будем всей страной обсуждать школьную форму, ГТО и тому подобное.
Алексей Воронцов,
генеральный директор
Открытого института «Развивающее образование»

?

Log in

No account? Create an account