Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Отзвук лета
eurekanext


Какие тексты пишут дети, вспоминая о ста днях ничегонеделания?
Школьные каникулы закончились. И дети, погрузившись вместе со своими родителями в чехарду покупок к школе, испытывают двойственное чувство: тоску по лету и предвкушение осени. Этот прекрасный внутренний конфликт можно использовать с определенной целью – предложить школьнику написать эссе о 1 сентября, о друзьях, о том, как быстро бежит время, даже если ты еще ребенок.

Для педагогов не секрет, что искреннее эссе – это, по сути, карта души человека, а не только кусочек текста, где демонстрируется умение пересказать в сто пятый раз всем известные истины. Эссе – гениальный жанр, он позволяет отличить застенчивого ребенка с поэтическим мировосприятием от графомана, который готов писать километры бодрого ямба, лирического хорея или ядреного, в подражание Некрасову, анапеста: эрзац-рэпа для любителей классики. Эссе позволяет писать щемящие поэтические тексты даже тем детям, которые стесняются играть в буриме и спасаются от конкурсов чтецов, как средневековый врач от толпы прокаженных.
Приближающая осень сама настраивает на лирическую волну. В конце августа в городской атмосфере что-то меняется: нет уже того ленивого перехода между утром и полуднем, когда само желание сдвинуться с места утопает в медовом запахе цветущих лип, и ленивые вечерние тени обещают еще один день, полный нежности и умиротворения. Все это тает – и остается суета последних чисел августа, когда город начинает просыпаться раньше и раньше ложиться спать. Утренний ветер свеж, ночи холодны, а в палисадниках появляются махровые астры – предвестники первосентябрьских букетов.
Примерно так может написать школьник, который видит мир с лирической, поэтической стороны. Его эссе – это мир эмоций, тонких переходов между оттенками ощущений, где прошлое и будущее сливаются в настоящем, полном горькой сладости жизни.
В то же время лето – это почти сто дней персонального опыта, не связанного с одноклассниками или школьной программой. Ребенок был предоставлен самому себе, никто ему не навязывал, что учить, что читать, на что обращать внимание. Ну разве что особенно упорные родители, выращивающие своего ребенка, как экзотическое растение: под колпаком сверхконтроля.
Август – это время анализировать полученный опыт, болезненный или счастливый; вспоминать конфликтные ситуации, тактики и стратегии поведения, обдумывать полученную информацию и, в конечном итоге, отвечать на вопрос: «Какие события лета повлияли на меня сильнее всего?».
Трудно сказать, кто претерпевает наибольшие изменения за лето. Третьеклассники переходят в среднюю лигу, но по сути еще на два-три года они остаются детьми. Шестиклашки уже выпали из магической реальности, где существуют Баба Яга, Дед Мороз и Пиковая Дама, но еще не задумываются о будущем. И поэтому их эссе о лете – это череда приятных воспоминаний и увлекательных историй. Вот мы ловили рыбу, катались на гидроцикле, переезжали в новую квартиру... Они не могут анализировать свой опыт, как взрослые, но могут поделиться им, иногда делая удивительно меткие и острые, а иногда и парадоксальные умозаключения.
Для девятиклассника лето – это время, когда дитятко переходного возраста вырастает из старых джинсов за месяц, тратит сотни рублей на смс-ки и роется в интернете на тему: «Можно ли забеременеть от первого поцелуя». Но об этом в школе, конечно, не напишут, даже если это эссе предназначено для единомышленников из библиотечного кружка юных дарований. Разница между школьным эссе и записью в блоге так же существенна, как отличие рентгеновского аппарата от микроскопа.
Для ученика, осознающего ценность социальных связей, новых контактов, группового взаимодействия, лето – это возможность погрузиться в иную среду, с другими коммуникативными кодами, традициями, обычаями и уникальной манерой огранки, точнее, прессинга новичков. Именно из таких эссе можно почерпнуть многое о стиле взаимоотношений «локальных» деревенских пацанов и девчонок с приезжими дачниками. В какой плоскости развязываются конфликты, каким образом завязывается взаимопонимание, где сходства и отличия, кроме, естественно, уровня жизни.
Школьники, оставшись на лето вне привычного круга общения, начинают пристальнее наблюдать за окружающим миром. В их бытовой реальности появляются постоянные герои: одинокая старушка, собирающая бутылки, или сосед-спортсмен, который каждое утро бегает десять километров. Они напитываются историями, сюжетами, типажами, но не все имеют терпение, чтобы облечь свои мысли в тексты. Только самые увлеченные раздвигают границы реальности, вплетая соседскую старушку в красной шапочке в детский триллер о Красной бабушке и приписывая участковому удивительные приключения и совместно раскрытые дела. Все это чаще всего пишется в стол. Вести блоги школьники начинают в старших классах, малышня предпочитает проводить время в социальных сетях. Там подразумевается раздел «Заметки», которые могут просматривать и комментировать друзья, но интерес к интерактивным играм – фермам и островам сокровищ – оказывается сильнее. Хотя существуют специальные приложения для текстов.

Сетевой бредогенератор
В социальных сетях все более популярными становятся приложения для создания текстов. Например, «Бредогенератор. Создавай смешные истории для себя и своих друзей» «В Контакте». Сейчас там можно найти километры веселых (у всех разное чувство юмора) текстов.
Архив такого приложения – это, конечно, не только смех, продлевающий жизнь, но и любопытный материал для фольклориста или психолога, интересующегося темой подростковой картины мира. Четырнадцатилетние дети иронизируют по поводу пятизвездочных отелей, туристических достопримечательностей, шоппинга, маньяков и извращенцев и не стесняются употреблять инвективную лексику. И в этом заключается один из самых любопытных эффектов интернет-общения. Эссе, которое прочитает педагог и пара одноклассников, часто демонстрирует лакированную действительность и основательно приглаженную личность автора, а вот запись, доступная всему миру и отсылающая на профайл автора – действительно поток нефильтрованного бреда.
Но иногда школьники не генерируют собственные тексты, а препочитают вживаться в уже готовые формулы и рецепты. Например, тексты, пропагандирующие более рациональное отношение к летним каникулам и к жизни вообще, кочуют по социальным сетям в течение всего года, но в мае и сентябре количество перепостов и копипастов возрастает. Народ напитывается интернет-фольклором перед разговором с родителями или сопоставляет свои каникулы с некой идеальной моделью. Для одних – «оттянуться по полной», для других – «заработать денег побольше», для третьих – «подготовиться к университету, выучить английский, французский и подтянуть хвосты по геометрии».
И если эссе – это демонстрация индивидуальности, то анализ этих нарративов – это погружение в коллективное сетевое бессознательное. Часть текстов приписывают известным личностям, часть действительно являются таковыми, хотя количество орфографических ошибок заставляет думать об обратном.
Вот, например, текст «11 вещей, которым тебя забыли научить в школе»: «Жизнь несправедлива – свыкнись с этим фактом. Миру наплевать на твое самоощущение и самоуважение. Мир ожидает от тебя каких-нибудь достижений перед тем, как принять во внимание твое чувство собственного достоинства. Если ты думаешь, что твой учитель строг и требователен – подожди знакомства со своим боссом. Жизнь не разделена на семестры, летних каникул в ней не существует, и очень мало работодателей заинтересованы в помощи тебе найти твое собственное «я».
Интерес к таким текстам характерен для детей, которые пытаются моделировать взрослый мир. Они осознают, что их жизнь  « это существование птенца в яйце, но скорлупа слишком тонка, и пока не ясно, что там с другой стороны.

Новая хрестоматия
http://litcult.ru/  – сетевое объединение литераторов «Литкульт». Это площадка, где постоянно проводятся конкурсы, а новички получают возможность засветиться в разделе «Дебют». Именно там можно разместить эссе, рассказ или стихотворение о летних каникулах. Ресурс подразумевает блоги, форум и возможность обсудить тексты коллег.
http://vsekonkursy.ru/?cat=20 – информация о конкурсах и грантах. С началом осени количество литературных конкурсов увеличивается, а значит, есть возможность разместить детский креатив.
http://olrs.ru/ – общество любителей русской словесности. На сайте есть конкурс, но некоторые тексты (с грамматическими ошибками, просторечными выражениями и т.д.) удаляют администраторы.


Анастасия Чеховская


?

Log in

No account? Create an account