Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Студентам-педагогам нужно больше практики
eurekanext
Шнейдер_ЖЖ

От редакции: Недавно сменились главы двух крупных педагогических вузов. Московский педагогический государственный университет возглавил Алексей Семенов, а Московский городской педагогический — Игорь Реморенко. Можно надеяться, что российское педагогическое образование начнет меняться. Какие требования директора школ предъявляют к педагогам?.. В чем проявляется кризис педагогического образования?

Современное педагогическое образование пребывает не в лучшем состоянии. Найти молодых учителей непросто. Я в целом предпочитаю выпускников непедагогических вузов – скажем, гуманитарные предметы у нас чаще преподают выпускники РГГУ. У них есть большое преимущество по сравнению с выпускниками педагогических вузов – исследовательская работа, которую они ведут параллельно с преподаванием в школе. Я считаю, здорово, когда учитель может рассказать ребятам о том, что он сам исследовал. Преподают у нас и выпускники МГУ и НИУ ВШЭ. В принципе мне проще, чем многим другим московским директорам: к нам приходят выпускники нашей гимназии, которые знают, что она собой представляет, и легко вписываются в процесс.
Работают у нас и выпускники педагогических вузов. С Московским городским мы только начинаем работать. У «большого» педагогического, МПГУ, еще остаются некоторые довольно сильные факультеты. Однако должен сказать, что наше педагогическое образование остается на уровне 1980-х гг., тогда как мир вокруг изменился. Почему-то мы считаем правильным ориентироваться на опыт стран «золотого миллиарда», когда речь идет о юридическом или экономическом образовании, но педагогическое образование остается таким, каким оно было лет тридцать назад – и это в лучшем случае. Все попытки внедрить компьютерные технологии – это поверхностные меры. Все равно молодые выпускники педагогических вузов приходят в школу либо лекторами, вещающими в монологической манере, либо они просто боятся детей и стараются ограничить общение с ними совместным чтением учебников. Ни то ни другое не годится для современных условий.
Современный учитель должен быть навигатором в море информации. Вместе с ребенком он должен решать те задачи, которые тот не решит сам. Находить для него информацию, учить его проверять ее. Это – задачи учителя в мире интернета, а не лекции и не чтение учебников.
Педагогическое образование должно измениться. В первую очередь студентам нужно больше практики. Не два месяца на одном курсе и три – на другом. Я бы прикрепил студентов-педагогов к одной школе и отправлял бы их вести там уроки хотя бы раз в неделю на протяжении всего обучения. Нужно отходить от лекционной манеры преподавания, заменить ее анализом кейсов, практиками, интерактивными занятиями. Мне кажется, нужно изучить опыт других стран, в первую очередь Финляндии, где высокое качество педагогического образования подтверждается высокими местами, которые школьники этой страны всегда занимают в международных сравнительных исследованиях. Я надеюсь, что сейчас реформированием педагогического образования удастся заняться.
Михаил Шнейдер,
директор гимназии № 45 г. Москвы

?

Log in

No account? Create an account