Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Проблемное поле педагогики
eurekanext
лозинг-старший_ЖЖ
От редакции: С 1980х гг. Вячеслав Лозинг входит в число наиболее известных российских директоров. Его уход из возглавляемой им школы стал одним из знаковых событий этого лета.

Уход Игоря Реморенко из Минобрнауки России в целом не кажется мне хорошим знаком для дальнейшего развития нашего образования. Игорь Реморенко был профессионал своего дела, делавший очень разумные вещи. Далеко не обо всех функционерах подобное можно сказать с уверенностью. Тем не менее, возможно, его работа в качестве ректора Московского городского педагогического университета (МГПУ) будет логичным продолжением его деятельности на самом проблемном поле нашего образования.
Уровень подготовки молодых педагогов оставляет желать много лучшего. Предметные знания у них обычно есть, и неплохие. Однако передавать эти знания детям они не умеют, а ведь именно это – главная компетенция педагога. Другая важная проблема для молодых педагогов – общение с родителями. Современные родители очень интересуются образованием детей, однако достаточно часто они в своей заинтересованности ведут себя агрессивно. По моему опыту, молодым педагогам тяжело дается работа с родителями. Возможно, свою роль здесь играет тот факт, что родители часто заметно старше молодых учителей... Важно, что работе с родителями педагогов тоже нужно учить.
Мне кажется, настало время реформировать отечественное педагогическое образование. В качестве модели для его дальнейшего развития я бы предложил образование медицинское. Общей чертой медицины и педагогики должно стать большое количество практических занятий студентов. Система «лекция-семинар» для обучения будущих учителей не подходит. Нужна практика и еще раз практика – чтобы молодые педагоги не боялись детей, с которыми работают.
Очень важным моментом, о котором много говорят, но с которым почти ничего не делают, – это система оценки. Сейчас школа по крайней мере на словах перешла на компетентностный подход – в том числе и благодаря Игорю Реморенко. Однако система оценки остается прежней, а прежняя система оценки рассчитана на два типа заданий: воспроизводство текста и решение типовых задач заранее известным способом. Учителей в педагогических вузах учат именно этой, очень ограниченной, системе оценивания. Системы оценки, рассчитанной на компетентностный подход, просто нет. С этим тоже нужно что-то делать – в том числе на уровне педагогического образования.
Наконец, педагогов стоит учить правильной манере себя держать, выразительной речи. Учитель в классе должен уметь правильно двигаться, правильно смотреть, грамотно выстраивать свою речь. Уметь разумно чередовать различные виды деятельности для своих учеников. Уметь вовремя пошутить. Все это – навыки педагога, а обладают ими очень немногие из них. Настало время менять педагогическое образование в соответствии с новыми стандартами.
Вячеслав Лозинг,
бывший директор гимназии № 42,
Лесная Поляна, Кемеровская область

?

Log in

No account? Create an account