Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
ЕГЭ: проблема честности
eurekanext
Семенов1_ЖЖ
ЕГЭ – игра с высокими ставками, и проблема (не-)честности будет стоять на повестке дня еще долго. ЕГЭ отражает болезни общества в целом. Если в обществе нечестность принята широко, то и ЕГЭ будут сдавать нечестно. Какое-то время проблема не стояла так остро. С чем это было связано? С тем, что меры безопасности принимались более серьезные? Нет. Просто действовала инерция массового сознания. В первые годы выпускнику было просто страшно сжульничать, действовали и моральные запреты. В дальнейшем на нарушения шли немногие, наиболее авантюристические, наименее дисциплинированные, постоянно списывающие обычные задания. А потом эффект: «Что я, глупее других? Почему я из-за честности оказываюсь в невыгодном положении?» Это – хорошо известная цепная реакция. Процессы шли и среди родителей. Негативную роль сыграли СМИ: в их «не очень правильном зеркале» речь идет о негативе, который в общественном сознании становится правилом, а массовый позитив выглядит исключением.
Я писал об этом несколько лет назад в заметке «ЕГЭ. Шанс жить не по лжи». Если бы нам тогда удалось сформировать общественное движение за честность в образовании, то оно влияло бы и на другие сферы жизни. Это выглядит фантастикой, но изменения происходят: на улицах городов России водители пропускают пешеходов. А это тоже было фантастикой. Вузы, которые возмущаются нечестностью в ЕГЭ, могут добиться честности экзаменаторов на своих текущих экзаменах. Если станет ясно, что, нечестно поступив в институт, ты там все равно не удержишься, а данные о твоем ЕГЭ и текущих отметках (пусть анонимные) будут висеть на сайте вуза и обсуждаться в твоем коллективе, то стимул воздержаться от обмана усилится.
Рост честности будет определяться и тем, какую политику определит руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, в какой степени эта политика получит поддержку Минобрнауки, высших эшелонов власти, СМИ. Это будет формировать поведение школ, вузов, органов управления образованием. Для меня, скажем, более низкие результаты питерцев, чем москвичей, свидетельствовали только о большей честности в системе образования Северной столицы.
Интересен вопрос о честности в ГИА за 9-й класс. Механизмы ЕГЭ надо отрабатывать на 9-х классах. И честность ГИА – вопрос принципиальный. В концепции развития математического образования мы сейчас рассматриваем введение обязательной аттестации по математике за всю школу, проводимой именно в 9-м классе. Ученик, не сдавший эту аттестацию, может готовиться к ней в 10-м и 11-м классах. То же можно делать и с русским языком. А в 11-м все сдают обязательные экзамены по математике и русскому языку, но если ты в 9-м уже сдал, то получение низкого балла не может лишить тебя аттестата.
Так вот, если дети привыкнут сдавать ГИА честно, то, возможно, они будут честнее сдавать и ЕГЭ.
Задачи, которые в 2014 году встанут перед Рособрнадзором, связаны не столько с честностью ЕГЭ, сколько с реализацией изменений, предложенных при общественном обсуждении ЕГЭ. Это и введение уровневого ЕГЭ, когда один экзамен просто проверяет общую грамотность, а второй служит для поступления в вуз (я об этом уже упомянул). Это и введение компьютерной сдачи ЕГЭ, и меры по совершенствованию экзаменационных материалов, и проверка письменных заданий не в своем регионе, а по всей стране. Надеюсь, что организационный опыт Сергея Кравцова поможет ему справиться с этими задачами.
Первые шаги руководства Рособрнадзора показывают, что работа над экзаменационными материалами будет одной из приоритетных задач. Я не очень понимаю отставку главы ФИПИ Андрея Геннадиевича Ершова. Он к скандалам с ЕГЭ точно непричастен. За время своей работы он наладил общенациональную систему, обеспечивающую ЕГЭ содержанием. Единственное объяснение связано с тем, что руководство Рособрназора хочет ускорить работу по модернизации экзамена и поэтому была назначена Оксана Решетникова, которая с самого начала работала с ЕГЭ и готова на более энергичные и менее основательные действия, чем Ершов.
Алексей Семенов,
ректор Московского педагогического государственного университета (МПГУ)

?

Log in

No account? Create an account