Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Чего ждем от Семенова и Реморенко?
eurekanext
Ковалева_ЖЖ
Одна из задач, которые в ближайшее время встанут перед российским образованием, – преобразование педагогических вузов. О нем начали говорить едва ли не раньше, чем начались масштабные реформы внутри российского образования. Однако время идет, а ничего пока не меняется.
Педагогическое образование сейчас переживает не лучшие времена. Полбеды то, что ничтожно малая часть выпускников идет работать в школу. Я работаю с различными педагогическими вузами – в некоторых из них процент выпускников, идущих работать в школу, составляет 3-5% от выпуска. Спрашивается, в чем тогда смысл педагогического образования, если выпускники не работают по специальности?.. Однако есть еще одна, не менее важная проблема. Те, кто идет в школу, в ней не задерживаются. Молодые учителя боятся современных детей. Они понимают, что гораздо хуже, чем их ученики, обращаются с современной техникой. Как рассказывал мне один молодой учитель: «Я читаю лекцию, а дети каждое мое слово проверяют в интернете». На мой взгляд, это проблема педагогического образования. Учителя ведь фактически профнепригодны. Связано это с тем, что в педагогических вузах работают люди, очень далекие от практики. Ситуацию нужно менять.
В прошлом году я работала в экспертной комиссии при Минобрнауки по педагогическому образованию. На мой взгляд, появившиеся в результате работы комиссии идеи можно разделить на две категории. Часть экспертов полагает, что педагогическое образование необходимо реформировать радикально. Буквально «сносить и строить заново». Мне этот подход не кажется правильным.
Необходимо сохранить структуру нашего педагогического образования, которая не так уж и плоха. Я вижу выход, который позволит это сделать: педагогическая интернатура.
Аналогия с медицинским образованием напрашивается. Студент может закончить медицинский вуз и получить диплом о высшем образовании. Однако к больным его никто не подпустит, прежде чем он не поработает в интернатуре, где сможет наблюдать за работой опытных коллег, совершать самые простые операции, потом – более сложные и т.д. То же я предлагаю сделать и в педагогике. В конце концов, пусть будущих учителей учат предметной составляющей. А потом, в рамках педагогической интернатуры, они уже смогут набраться опыта и начать работать с детьми.
Мне кажется, педагогическую интернатуру можно создавать на базе ведущих педагогических вузов, институтов повышения квалификации. Создавать специальные центры педагогической интернатуры. Регионы очень заинтересованы в такой практике. Я знаю о заинтересованности со стороны красноярских педагогических вузов, со стороны ДВФУ. Однако для успеха этого проекта нам необходима поддержка крупной федеральной структуры. Не обязательно Минобрнауки, хотя такой вариант был бы очень хорош. Мне кажется, было бы здорово, если бы нашу инициативу поддержал Московский педагогический государственный университет. Это всегда была основная федеральная площадка для реализации интересных проектов педагогического образования. Думаю, можно надеяться, что под руководством нового ректора, Алексея Семенова, МПГУ сможет взять эту инициативу под крыло.
Кроме того, можно рассчитывать и на неравнодушие со стороны Московкого городского педуниверситета, где ректором стал Игорь Реморенко. Однако этот вуз все-таки работает, в основном, на рынок труда Москвы и Московской области. Не хотелось бы терять регионы, заинтересованные в развитии педагогической интернатуры.
Татьяна Ковалева,
профессор МПГУ

?

Log in

No account? Create an account