Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Лето: учение с увлечением
eurekanext
Адамский4_ЖЖ

В этом году за два коротких летних месяца состоялось какое-то фантастическое количество летних школ, сборов, конференций, на которых учителя и дети объединились в одном порыве – учиться!
Такое ощущение, что за время учебного года огромное число людей, которым нравится учиться, были на принудительных каникулах – с обязательным посещением дома образовательного заключения, а тут – вырвались на педагогическую свободу, и жизнь забурлила!
В сегодняшнем номере «Вестей образования» мы рассказываем далеко не обо всех таких летних программах и других образовательных событиях. Их были сотни, если не тысячи!
Я все время ловил себя на мысли, что вот наконец сбылась мечта Симона Львовича Соловейчика об «учении с увлечением», только не в классных комнатах, а на просторах летнего отдыха, который многие и многие понимают как свободное образование.
Здесь, казалось бы, вполне уместно было бы в очередной раз объявить об окончании эпохи классно-урочного обучения и воспеть свободное образование!
Но, я думаю, не все так просто. Школа в ее капитальном учебно-предметном и классно-урочном виде будет существовать еще долго, как минимум лет 100. И дело тут не в педагогических технологиях, а в институциональном устройстве самого образования. Школа будет существовать, пока ученик не станет образовательным институтом, самостоятельным, автономным, со своим финансированием, со своей образовательной программой. Не индивидуальной программой в массовой школе, а просто индивидуальной программой, с учителями, местами занятий, графиком аттестаций и др.
А мы застряли на пункте «самостоятельная школа». Школа никак не может вырасти в самостоятельный институт, хотя формально уже и образовательную программу сама утверждает, и штатное расписание, и систему оплаты труда.
Но сами учителя и директора в большинстве своем не хотят самостоятельности. Потому что в условиях ручного управления быть самостоятельным – все равно что плевать против ветра. Все же видят, что происходит с самостоятельными и вольнолюбивыми директорами. И видят не только учителя.
Мне кажется, нам всем вместе нужно гордиться учителями-новаторами, теми, кто развивает и продвигает в практику оригинальные педагогические идеи, «непослушными» директорами (я это слово беру в кавычки), а не ставить ограничения для их деятельности, что сейчас очень часто происходит.
Это не мне кажется, а министру образования Дмитрию Ливанову. Более того, председатель правительства не только не одернул подчиненного, мол, «что вы такое несете, у нас полная свобода и по закону все школы самостоятельные, да где вы такое видели, чтобы директоров самостоятельных притесняли!».
Нет, наоборот, благодарит, соглашается:
Д. Медведев: «Спасибо. В отношении того, что все школы должны быть со своим лицом, то есть они должны быть разными в хорошем смысле этого слова, у меня никаких сомнений нет. Мы действительно должны создавать современную систему образования, а не всех причесывать и прилизывать, как это происходило в советский период. Хотел бы на это тоже обратить внимание руководителей регионов».
Это все на совещании с главами регионов http://government.ru/news/4030. И хотя тема была про готовность школ, этот фрагмент обратил на себя внимание.
Так что к самостоятельности стремятся самые не нормальные. Ну, и получают, как водится, по полной программе. Этим летом в Общественной палате обсуждали «дело Лозинга», директора одной из лучших школ страны, которого буквально замордовали в Кемерово, суд над сельским учителем Фарбером, который тоже проявлял инициативу, просвещая сельских ребятишек, под конец лета Общественная палата привлекла внимание к делу Александра Попова, директора физматлицея из Челябинска, который фактически объявил о своем уходе взамен на прекращение давления.
То, что министр аккуратно назвал «ставить ограничения для их деятельности, что сейчас очень часто происходит», не вызывает охоты к самостоятельности и свободе в школьной жизни.
А вот летние образовательные программы показывают, насколько свободное образование эффективнее принудиловки!
И это означает простую вещь: от загнанных в угол школ качественного образования не добьешься!
Учение с увлечением – это единственный способ качественного образования.
Но как-то странно получается: два коротких месяца напряженного творческого труда – и девять месяцев строгого режима реализации образовательных программ.
Терпения вам и удачи.
Александр Адамский

  • 1
Здравствуйте!
Приглашаю Вас в сообщество "Проблемы современного образования".
predu
Надеюсь, что несколько десятков дополнительных читателей не помешают Вашей газете.

Вопрос на уточнение.
Имеется в виду, что абзац: "Мне кажется, нам всем вместе нужно гордиться учителями-новаторами, теми, кто развивает и продвигает в практику оригинальные педагогические идеи, «непослушными» директорами (я это слово беру в кавычки), а не ставить ограничения для их деятельности, что сейчас очень часто происходит." - в кавычках? Или нет?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account